В гостях хорошо, а дома лучше. Если воздушные перелеты станут чрезвычайно дорогими и слишком обременительными, многие предпочтут проводить отпуска и свободное время дома. Это означает, что и деловые, и развлекательные поездки будут совершаться в пределах своей местности, что будет способствовать психологической изоляции людей. Некоторые будут проводить отпуск дома, развлекаясь в виртуальных мирах в Интернете или превращая свои дома и сады в миниатюрные курорты. Телемосты, совещания через Интернет, виртуальные встречи и круглые столы станут значительно более популярны, хотя потребность в личных контактах, конечно же, полностью никогда не исчезнет.
Время и деньги. Туристический рынок будет все больше поляризоваться между теми, у кого много времени, и теми, у кого его практически нет, а точнее, теми, у кого много времени и мало или совсем нет денег, и теми, у кого много денег, но нет времени. Первые – как правило, туристы-одиночки или группы друзей – будут выезжать на долгие, но достаточно дешевые «каникулы», используя капсульные отели или кемпинги. На другом полюсе богатые отдыхающие – обычно семейные пары – будут искать возможность проведения микроотпуска, роскошного, шикарного, абсолютно расслабляющего и при этом очень короткого. Таким образом мы станем свидетелями возникновения, с одной стороны, авиалиний для рюкзачников, а с другой стороны, авиалиний исключительно бизнес-класса и частных самолетов. Мы увидим появление класса суперлюкс для всех мыслимых видов транспорта и для всех разновидностей проведения отпуска. Кроме того, можно ожидать выхода на туристический рынок большего числа элитных модных брендов, равно как и молодежных брендов и супермаркетов.
Глава 11
Труд и бизнес: новая правополушарная экономика
Некоторые вещи легче понимаешь в спокойной обстановке, а другие – в столкновении.
Вилла Кейтер
В британской газете Observer сообщается, что большинство британцев предпочли бы сокращение рабочего дня увеличению зарплаты. Что может означать подобная тенденция? Объяснений может быть несколько, и одно из них заключается в том, что люди занимаются не тем, что им нравится. Но что это подразумевает? Ответ на подобный вопрос всегда индивидуален, но лично для меня такая ситуация включает работу с людьми, которые мне неприятны, и выполнение либо слишком простых, либо монотонных обязанностей. Сюда еще можно добавить работу, лишенную какого-либо смысла. Поэтому основной вопрос, которым нам следует задаться: изменится ли характер труда в будущем, и если да, то как?
По мнению теоретика менеджмента и философа Чарльза Хэнди, существуют три ключевые силы, направляющие изменения в сфере труда. Первая – это глобализация. Как пишет Томас Фридман в книге «Мир – плоский», уже сейчас существует единый мировой рынок для всего, от продуктов производства до людей. Теоретически вам очень скоро придется конкурировать за свое рабочее место со всем остальным населением планеты, хотя на практике для названной конкуренции существует масса ограничений. Тем не менее, если вам известно, что где-то в другом месте вашу работу выполнят за меньшую плату, то, вероятнее всего, вам следует поискать другой источник заработка. К примеру, если вы учитесь на редактора-монтажера фильмов, то вам необходимо знать, что монтаж фильмов в больших масштабах выполняется в Индии, и индийские редакторы работают гораздо быстрее и за более низкую плату. То же самое относится, к примеру, к проведению рентгеноскопий. В настоящее время во многих азиатских городах занимаются этим и многим другим. Однако есть и хорошие новости.