×
Traktatov.net » Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства » Читать онлайн
Страница 32 из 152 Настройки

Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма.

Это далеко не полный список наиболее общих субмодальны х различий, которые делают люди. Некоторые субмодальности являются непрерывными или дискретными, подобно выключателю, включенному или выключенному, пе­реживание может принимать одну или другую форму. Напри­мер, картинка не может быть ассоциированной и диссоциированной одновременно. Большинство субмодальностей из­меняется постепенно, как будто их регулируют реостатом. Они образуют нечто вроде скользящей шкалы, например, рез­кость, яркость или громкость. Аналоговая – это слово, кото­рое используют для описания тех качеств, которые могут из­меняться постепенно в пределах своих границ.

Многие из этих субмодальностей прячутся во фразах, которые мы используем, и если вы посмотрите на список в конце этого параграфа, вы сможете увидеть их в новом свете или они подействуют на вас по-другому, потому что они крас­норечиво говорят о том, как работает наш мозг. Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга. Просто невозможно подумать о чем-то или восстановить какое-нибудь пережива­ние без того, чтобы оно имело суб модальную структуру. В то же время легко не осознавать суб модаль ную структуру переживания. До тех пор, пока вы не обратите на нее сознатель­ное внимание.

Наиболее интересное свойство субмодальностей заклю­чается в том, что происходит, когда вы их изменяете. Неко­торые из них могут быть изменены безнаказанно и не про­изводят различий. Другие могут быть критическими по отно­шению к отдельным воспоминаниям, и изменение их пол­ностью меняет наше отношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей, а не содержания.

Как только событие произошло, оно закончилось, и мы никогда не сможем вернуться назад и изменить его. После этого мы реагируем уже не на само событие, а на свое вос­поминание об этом событии, которое может быть изменено

Проведите следующий эксперимент. Вспомнив какое-нибудь приятное событие. Убедитесь в том, что вы ассоции­рованы в картинке, видите ее своими собственными глазами. Обратите внимание на свои ощущения. Теперь диссоциируйтесь. Выйдите из своего тела и посмотрите со стороны на человека, очень похожею на вас, который видит и слышит то, что вы видели и слышали тогда. Это почти наверняка изме­нит ваше отношение к событию. Диссоциация от воспомина­ния лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспо­минание утрачивает свою прелесть, а неприятное теряет свою боль. В будущем, когда воображение будет рисовать вам бо­лезненную сцену, диссоциируйтесь от нее. Чтобы получить удовольствие от приятных воспоминаний, убедитесь в том, что вы ассоциированы. Вы можете изменить то, как вы дума­ете. Это важное положение из неписаного руководства по использованию мозга.