С начала 1970-х гг. ведутся исследования (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева), связанные с проблемой развития остаточной слуховой функции у детей с недостатками слуха путем ежедневных индивидуальных тренировочных упражнений, что позволяет использовать остаточный слух не только для ускорения и формирования произносительной стороны речи, но и для словесного общения на уроках и во внеклассное время. Использование остаточного слуха учащихся способствует обучению их языку и основам наук, а также весьма перспективно для решения всей проблемы реабилитации детей с недостатками слуха и лучшей их интеграции в обществе слышащих.
Важное значение в отечественной С. придается наиболее раннему воспитанию и обучению таких детей; их дошкольная подготовка позволяет эффективно организовать обучение в начальных классах школы для глухих детей, где преодоление отклонений в развитии обеспечивается организацией специального педагогического процесса, предусматривающего использование адекватных дефекту методов обучения, широкое применение звукоусиливающей аппаратуры, обучение по специальным учебникам и пособиям.
СУРДОТЕХНИКА (от лат. surdus – глухой) – технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи. Термином «С.» определяется также отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехнических средства. Благодаря С. удается полнее использовать сенсорные возможности человека при полной или частичной глухоте и тем самым повысить эффективность воспитания и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг профессий, доступных для лиц с нарушенным слухом, облегчить их труд и быт, упростить возможность общения между собой и со слышащими. Действие сурдотехнической аппаратуры основывается на преобразовании речевой и другой звуковой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением или осязанием.
При разработке сурдотехнических средств учитываются данные физиологии высшей нервной деятельности, физиологии анализаторов, оториноларингологии, акустики, теории связи, электроники. До настоящего времени не созданы сурдотехнические средства, которые обеспечивали бы идеальное замещение нарушенной слуховой функции. Причем трудности овладения устной речью, возникшие в результате потери слуховой чувствительности (особенно в раннем возрасте), не могут быть преодолены чисто техническим путем. Для компенсации дефекта слуха и обусловленного этим дефектом общего недоразвития речи необходимо специальное целенаправленное педагогическое воздействие (см. Сурдопедагогика), в котором средства С. играют важную, но вспомогательную роль. Глухота как невозможность восприятия звуков редко бывает полной; обычно сохраняются более или менее значительные остатки слуховой чувствительности, составляющие сенсорную базу, воздействием на которую достигается эффект устройств для звукоусиления.
Первые упоминания об устройствах, помогающих общаться с глухими, относятся, по свидетельству древнеримского врача Галена, ко 2 в. до н. э. Это были слуховые трубки, рожки и другие средства, концентрирующие звуковую энергию вблизи уха. В середине 16 в. итальянский ученый Дж. Кардано предложил использовать металлический сосуд, вибрацию которого глухой воспринимал пальцами. Первые слуховые аппараты на основе электроакустического усиления появились в конце 19. в США (М. Хатчинсон). В России первый электрический слуховой аппарат был разработан в 1903 г. Ряд идей, относящихся к визуализации речи был выдвинут А.Г. Беллом – одним из изобретателей телефона. Интенсивное развитие С. началось в 50– е гг. 20 в. и было обусловлено успехами радиоэлектроники. Микроэлектроника позволила значительно расширить функциональные возможности приборов, повысить их эксплуатационные и эргономические показатели; стали создаваться приборы для анализа, передачи и обработки речевой информации, конструирование которых ранее оказывалось технически невозможным из-за их сложности и громоздкости. Значительный вклад в разработку отечественной сурдотехнической аппаратуры (для визуального представления речи и для связи глухих по телефону) внес В.Я. Цукерман.