На выкуп журналистов скинулись родственники «авторитетов»
Вчерашние аресты и задержания, по заявлению чеченских властей, были вторым этапом «Щита правопорядка». Первый прошел 2 июня. Тогда были освобождены трое заложников – австрийский бизнесмен Роберт Хилл и двое местных жителей. А вскоре после окончания первого этапа были освобождены и четверо сотрудников ИТАР-ТАСС и «Радио России». Была ли в освобождении четверых журналистов заслуга чеченских правоохранительных органов – непонятно. По одной из версий, за этих заложников был уплачен выкуп $2 млн. Платили родственники четверых влиятельных чеченских бандитов, которые находились в российских тюрьмах. За выкуп журналистов уголовники якобы вернулись к своим семьям. Борис Березовский лаконично пояснил, что «это обсуждалось как вариант, который предложил один из посредников, но реализован он не был». А пресс-секретарь Совета безопасности Игорь Игнатьев добавил: «Действительно, были такие товарищи (фамилии их я называть не буду), которые выступили с инициативой сбора денег для выкупа. Когда же их попытки были отвергнуты, они стали говорить об этом в печати». Эту версию прокомментировал и секретарь Совета безопасности Дагестана Магомед Толбоев: «Я как политик никогда не имею дел с деньгами и другим политикам советую держаться от них подальше. Мы со своей стороны вели переговоры два месяца. Но мне говорили, что ведутся какие-то переговоры и по другим каналам. И я думаю, что Ильяс Богатырев пострадал именно из-за своей посреднической деятельности. Дагестан же всегда работает честно и достойно». Пока чеченские правоохранительные органы искали вчера российских журналистов, руководство телекомпании «ВиД» распространило официальное заявление, в котором назвало высказывания Казбека Хаджиева «ложью, к которой некоторые руководители Чечни прибегают часто». Руководители телекомпании понадеялись, что «господин Масхадов вспомнит Ильяса Богатырева – человека, который неоднократно оказывался рядом с ним в самые тяжелые дни войны и давал ему возможность сказать миру о том, что происходит в Чечне». А также напомнили ему, что в «новейшей российской истории уже были случаи, когда президенты опровергали слова своих пресс-секретарей». Телекомпания «ВиД» попросила Масхадова приложить все усилия для освобождения своих сотрудников. Пока «Щит правопорядка» не принес желаемого результата. Предполагалось, что второй этап операции завершится в понедельник в 20 часов по местному времени. Однако в правоохранительных органах Чечни не исключают вероятности того, что президент Аслан Масхадов может продлить ее до сегодняшнего утра.
Юлия Папилова, Екатерина Заподинская,
«Коммерсантъ», июнь 1997 г.
«Интерфакс» – Москва 21 мая истекает срок, отведенный на выплату выкупа за российских журналистов, захваченных в заложники в Чечне
21 мая истекает срок, отведенный на выплату выкупа за корреспондентов ИТАР-ТАСС Николая Загнойко, «Радио России» Юрия Архипова, Николая Мамулашвили, а также инженера космической связи Льва Зельцера, захваченных 4 марта в заложники в Чечне.