На самом деле, хватит: Бог дает детей и дает и на детей. То есть вы содержите детей не за свои деньги. Еще ни один родитель не дал ребенку того, что тому не принадлежало бы. При этом родитель может забрать, а потом будет сильно страдать, как страдают все, кто забирает у своих детей.
Кто-нибудь думает: «Удачненько я вложила в дело или купила норковую шубку на детские пособия или материнский капитал». Но это не тебе дали за то, что ты родила, это детские деньги.
Потом через какое-то время удивляешься, что сидишь в доме престарелых и всех ненавидишь. И отвезли тебя туда твои дети, которые отжали твою квартиру, продали твою шубу и так далее. А ты при этом думаешь: «Какие неблагодарные твари!» Но на самом деле ты сама в этом виновата.
Многие люди не понимают, что, когда они отбирают что-то у кого-то, на самом деле, они отбирают у самих себя.
Как мы уже говорили, ты получаешь только то, что отдаешь, а не то, что отбираешь. Многие саркастически подумают: «Да, да, конечно, но мы-то знаем, что истина совсем другая. И мы сделаем по-своему». Конечно, вы можете так поступать, только правило от этого не перестанет работать.
Если человек понимает, что ему что-то выделено как доля, он никогда не будет прикладывать так называемые сверхусилия. Что такое сверхусилия? Это усилия, которые ты совершаешь в ущерб чему-то.
Например, ты много работаешь и зарабатываешь, но страдает твоя семья, потому что они тебя никогда не видят. Твой сын учится в музыкальной школе играть на фортепиано, но ты ни разу не пришел на его концерт, потому что тебе некогда. И ребенок потом говорит: «Нет, я не обижаюсь. Я просто навсегда это запомнил». Вернется ли это вам? Конечно, вернется, это очевидно.
Еще не было в этом мире такого, чтобы кому-то не вернулось бумерангом то, что он сделал. В более близком нам варианте: бумеранг можно заменить граблями – рано или поздно нам прилетает в лоб. Но, глядя на некоторых, начинаешь думать, что у них грабли прямо к ноге привязаны, так часто они совершают одни и те же ошибки.
Поэтому нормальный человек не прикладывает сверхусилий, он понимает, что должен выделить время на семью, общественную жизнь, духовную практику, развитие, образование и так далее. Но есть те, кто говорят: «Не сейчас. Сейчас надо работать. Просто много работать». Потом они жалуются, что жена постоянно пристает, просит поговорить с ней. И случаются такие диалоги:
– Отстань от меня, я устал, я целый день работал.
– А зачем ты работал?
– Чтобы сделать тебя счастливой.
– Что-то не чувствуется, что я стала от этого счастливой.
Есть такая история о том, как один ребенок подошел к папе и спросил, сколько тот зарабатывает. Узнав, он насобирал денег и отдал их папе со словами: «Я хочу купить час твоего времени».
Мы думаем, что все вокруг нас будет вечно. А дети вырастают очень быстро. И мы не общаемся с ними. Мы не общаемся с семьей, со своей женой, с родителями. Мы думаем, что все вокруг нас – навсегда.
Мы живем так, как будто впереди у нас бесконечность. Но на самом деле все проходит очень быстро, и именно поэтому не надо прикладывать сверхусилия. Лишнее все равно у вас не останется, потому что Бог все знает.