×
Traktatov.net » Фронт без линии фронта » Читать онлайн
Страница 80 из 274 Настройки

Чекисты тщательно обсудили кандидатуры (и тех, кто проживал в зоне расположения батальона, и тех, кто находился в партизанской бригаде), взвесили личные качества и возможности каждого. Остановились на Саше Дрючиной — связной А. Т. Москаленко. Саша была скромной, застенчивой девушкой, но вместе с тем она отличалась смелостью, находчивостью, выдержкой построй наблюдательностью.

Встретившись с Дрючиной, Москаленко поручил ей помимо сбора сведений о передвижении фашистских войск по железной дороге, чем она уже занималась, приступить к изучению личного состава батальона. Чекист рекомендовал Саше завести знакомство с немецкими военнослужащими, которые не отличались жестокостью к советским людям.

Выбор чекистов был удачным. Саша оказалась способной разведчицей. Вскоре она сообщила, что в батальоне служит много чехов и что некоторые из них настроены антифашистски. Саша познакомилась с одним из чехов, знавшим немного русский язык, и расположила его к себе. При знакомстве он просил называть его Андреем Ивановичем. Затем разведчица сообщила, что Андрей Иванович ненавидит фашистов и хочет перейти к партизанам. Это сообщение и радовало и настораживало чекистов. Настораживало потому, что Андрей Иванович слишком быстро раскрыл свои планы незнакомому человеку, а также очень быстро выразил желание перейти к партизанам. Возникла мысль, не с агентом ли немецких карательных органов встретилась Саша, не изучает ли он ее и не пытается ли через нее по заданию немецкой контрразведки проникнуть в партизанский отряд? Необходимо было тщательно разобраться в поведении Андрея Ивановича, проверить, искренен ли он.

При встречах с Сашей Андрей Иванович сообщал ей исчерпывающие сведения обо всех проходящих через станцию Дерюгино немецких воинских эшелонах. Назвал он и настоящую свою фамилию — Кривуляк. Когда чекисты убедились, что Кривуляк, то есть Андрей Иванович, действительно ненавидит немцев, они решили связать с ним оперативного работника Пономарева. Саша познакомила Кривуляка с Пономаревым, и чех стал выполнять все его задания. Он сообщил интересующие нас сведения об охранном батальоне, подробно описал расположение постов, передал схему участка железной дороги с обозначением на ней тех мест, где партизаны незамеченными могут переходить железнодорожное полотно. Большой интерес для советского командования представляли сведения о движении воинских эшелонов через станцию Дерюгино и по железной дороге Дмитриев — Комаричи — Брянск, а также о дислокации воинских частей противника в этом районе.

Однажды Кривуляк сообщил Пономареву о плане крупной операции, намечаемой немецкими карателями против партизанского отряда. Согласно этому плану против партизан кроме охранного батальона должно было выступить большое количество подразделений других войск, прекрасно оснащенных военной техникой и даже самолетами. Получив такие сведения, партизаны сумели заблаговременно сменить свое месторасположение, и операция фашистов провалилась.

После провала этой операции немецкое командование стало подозрительно относиться к чехам. Чешских солдат и офицеров немцы усиленно проверяли и держали под постоянным наблюдением. Дальнейшее пребывание Кривуляка в охранном батальоне становилось опасным. Необходимо было спасать нашего замечательного друга. Чекисты совместно с Кривуляком разработали дерзкий план: наши люди должны были взять его в плен в тот момент, когда подразделения батальона направлялись на охрану важного воинского эшелона. Операция прошла успешно, Кривуляк был благополучно «пленен» и доставлен в партизанский отряд.