В республиках Закавказья и Средней Азии отношения между чиновниками, начальниками и подчиненными в значительной степени зависят от близости родства и принадлежности к тейпу. Если бы власть попыталась сломать это, у нее ничего не получилось бы. Никто, начиная от рядового милиционера и кончая министром внутренних дел, власть не понял бы. И все усилия ушли бы в песок.
Со статьей 120 — то же самое. Надо было бы очень упорно давить и давить на подчиненных, чтобы заставить их возбуждать уголовные дела за то самое, что они сами весьма охотно делали несколько лет назад. А кто стал бы давить и, самое главное, чего ради?
***
В Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1 января 1997 года, вместо статей 119 и 120 появились аналогичные им статья 134: «Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста» и статья 135: «Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста».
Формулировка статьи за половое сношение немного ухудшилась по сравнению со старым кодексом, лишившись гибкости в применении, но статья за развратные действия стала явно разумнее. В целом обе формулировки более или менее соответствовали реалиям жизни. Не противоречили они и житейским представлениям насчет возраста, которые можно выразить примерно так: для 18-летнего парня 12-13-летние девочки — секс-партнерши явно неподходящие, но секс с 15-летними, хоть оно и непохвально, в жизни совсем не редкость. Запретить его — идея безнадежная, а потому уголовного наказания за это лучше не вводить.
Строгому моралисту, старому коммунисту Б.Н.Ельцину статья 134 не понравилась, и подписать Уголовный кодекс он отказался. Пришлось вносить изменения: так называемый «возраст согласия» был повышен с 14 до 16 лет. Однако, после введения УК в действие сразу же обнаружились нестыковки в законодательстве. В некоторых субъектах федерации вступление в брак разрешалось с 14 лет. А поскольку супружество без полового сношения не обходится, получается, что мужа столь молодой жены надо немедленно отправлять за решетку. Пришлось еще раз исправлять Уголовный кодекс. В середине 1998 года «возраст согласия» снизили до 14 лет.
Немедленно в печати и в Интернете поднялся страшный шум с требованием отменить принятые поправки. Аргументами, зачем оно нужно, шумные дамы и господа себя не утруждали. Аргумент у них был один, очень незатейливый и очень действенный: если ты с нами не согласен, значит, ты сам развратник и педофил. Или им прислуживаешь. Такое писалось открытым текстом даже в отношении депутатов Госдумы и высших государственных чиновников. С указанием фамилий. Чего стоит только заголовок на сайте Общественного Комитета «За нравственное возрождение Отечества» (под патронажем Русской Православной Церкви):{332} «Представитель В.В. Путина за гуманное отношение к педофилам. По материалам стенограммы заседания Госдумы!»{333} А представитель Президента и всего-то указал на юридические нестыковки в предлагаемых поправках к закону.