– У меня это было чуть по-другому. Мы с будущей супругой познакомились, когда я был в конце эмиграционного процесса, а она была в начале. Когда ты проходишь эмиграционный процесс, все эти шаги, интервью, медицину и так далее, тебе дают визу постоянного резидента. Не карточку постоянного резидента, а визу.
Ты приезжаешь сюда, и тебе тут уже в течение двух-трех месяцев высылают карточку. Эта виза имеет срок годности. После того, как ты прошел медицину, у тебя есть год. Но так как тебе визу дают где-то после полугода, после медицины, то, по сути, у тебя есть где-то полгода, чтобы выехать. То есть у тебя нет времени, чтобы долго думать и собираться.
Проблема была в том, что у меня уже была виза, а у моей будущей супруги не было. И мне надо было въехать в Канаду. Я поехал один на две недели. Две недели пожил, с документами разобрался, потом вернулся обратно в Молдову на четыре-пять месяцев, и потом уже въехали вместе.
Когда я уже въезжал как эмигрант, я уже примерно представлял, что к чему. А она как бы в первый раз. Поэтому наши впечатления, чуть-чуть отличались. Я, в принципе, увидел то, что уже ждал, потому что я это уже видел.
Ей в целом очень понравилось – дороги широкие, очень много машин вокруг, много необычного. Город просто колоссальный, потому что по размеру Кишинев не такой большой. А здесь, чтоб с одного конца в другой приехать, можно потратить очень долго.
Много каких-то удивлений было. Например, мы хотели посетить друзей в другом городе. Нам нужно было ехать на автобусе. Мы на этот автобус из-за пробок опоздали. Какая-то авария на дороге была. В общем, мы на автобусную станцию опоздали минут на тридцать. Мы начали искать наш автобус, может он еще не уехал. А он уехал. На нас посмотрели, увидели, что новые ребята, иммигранты, и нам обоим дали бесплатный билет на следующий автобус: «Ребята, старайтесь не опаздывать, нужно заранее время рассчитывать, город очень большой. Вот вам, пожалуйста, другой билет, через полчаса поедете». Это, в общей сложности, сэкономило около 200 баксов. Двести долларов – это и сейчас неплохие деньги, а когда ты приехал, и каждая копейка на счету – это ого-го как хорошо.
– Ты здесь уже 4 года. Что изменилось в твоем восприятии Канады и канадцев?
– Тогда от многих моментов я был в шоке. Тут страна сервиса, и тут много чего делается, чтобы удовлетворить клиента. Даже вот этот пример с автобусом, когда мне бесплатно дали билет, чтобы сделать клиента счастливым, чтоб в следующий раз я опять пошел в эту компанию и опять купил билет у них, а не где-то еще. Тут это проявляется во многом. Если в ресторане ты попросил, там, стейк средне поджаристый, а тебе принесли чуть-чуть пережаренный, то тебе без проблем принесут еще. И принесут, там, два, три салата. Главное, чтоб ты был счастлив. Такие моменты повсюду.
Я к тому веду, что человек привыкает ко всему. Я как-то привык и к дорогам хорошим, и тут люди ведут себя на дорогах лучше, меньше наглости на дорогах, ездят качественнее. Человек к этому всему привыкает. Мне, как раньше нравилось тут жить, так и сейчас нравится. Сейчас я просто лучше знаю, как себя вести на интервью, как торговаться по зарплате, какую еду покупать, потому что еда есть разная.