У меня не только IT-консалтинг, где ты программируешь и делаешь дизайн систем. Есть и два других направления. Одно направление – технический рекрутинг. Как кадровое агентство, но очень специализированное под определенную нишу. Найти сильного специалиста здесь в Канаде, и, возможно, в любой стране – тяжело. Компания ищет, но найти сильного специалиста это тяжело, – их не так много. И я им помогаю делать рекрутинг более опытных программистов. Они платят мне referral fee, то есть какую-то сумму за каждого человека, которого они нанимают. Это как такой, «технический рекрутинг». Но это у меня не как основная задача, а на стороне. Рекрутеры обычно публикуют вакансии, ищут специалистов в LinkedIn. А я, как технический человек, ищу людей обычно по чуть-чуть другим каналам. Хожу на митапы22, на конференции. Я знаю очень много людей с индустрии.
А еще делаю тренинги. Есть очень узкая технология, в которой я хорошо разбираюсь. Не язык программирования, а, скажем, какой-то набор библиотек. Или, например, есть такая технология «докер», то есть какая-то «туза», которая используется в программировании. Вот по ней мы проводим тренинг. У меня есть партнер, которого я иногда приглашаю на помощь, а иногда – он меня. Мы организуем однодневный или двухдневный тренинг. Народ приходит на два дня, мы что-то рассказываем, отвечаем на вопросы, показываем. Обычный тренинг. Получаем какую-то стандартную плату с каждого человека. Но эта модель тяжелая, пока она у нас не очень идет. Для этого нужен хороший бренд на рынке, хорошее имя, тебя должны знать. Бренд требует времени.
– Две вещи, которые тебе НЕ понравились, когда ты работал в стартапе?
– Не понравились? Самое главное, конечно, что у стартапа, как правило, нет денег. Стартап живет на инвестициях. У них есть гениальная идея, они находят инвесторов, инвесторы дают, скажем, 10 миллионов. Но 10 миллионов, это не так много. Эти деньги очень быстро, за год, за два заканчиваются. Особенно если ты нанимаешь 80 человек. С деньгами тяжело, и на всем надо экономить.
В корпорации ты хочешь, там, стул более мягкий, чтоб тебе сидеть (смеется) было удобнее, попросил – тебе купили стул. Или, там, какую-то мышку не с двумя кнопками, а с десятью – пожалуйста, тебе купят мышку за $500, не проблема. В стартапе с деньгами тяжелее – наверное, вот это, мне не понравилось.
Вот сейчас я уже более семейный человек, у меня дочка маленькая, жена. В стартапе, конечно, тяжелее с балансом «работа-жизнь». Этот баланс тяжело соблюдать, потому что очень быстро все, очень много релизов. Когда выпускают новую версию продуктов, иногда нужно очень много работать. Всегда нужно очень много работать, но иногда ты просто должен прийти в восемь вечера в офис и до двух часов ночи поработать.
В корпорации, конечно, такого нет. В IT-индустрии все гибко, ты можешь прийти там, с 10 до 6, или с 11 до 7, то есть когда хочешь, тогда и приходишь. Сорок часов в неделю и никто от тебя больше просить не будет. Обычно неделя у тебя 37,5 рабочих часов. Пять дней в неделю, два выходных. Тут очень гибко это сейчас. Если ты попросишь: «Я в понедельник не могу работать, давай я поработаю чуть-чуть в субботу, чуть-чуть в воскресенье», то обычно тебе говорят: «Хорошо, не проблема!».