Потом пошли разные студии. Сперва одна студия, совершенно непонятная, но для первой работы, для того, чтобы набить руку, понять, как это работает, что вообще, о чем речь – это было замечательно. Не помню, полгода или девять месяцев я там просидел, делал какие-то сайтики, что-то верстал, что-то рисовал… То есть человек, который делает все то, что называется веб-мастер…
Что такое студия? Имеется в виду директор и два веб-мастера вроде меня. Директор берет заказы ото всех, а наша задача сделать сайт… Максимально быстро и совершенно не оглядываясь на качество. Но в тот период это именно то, что надо было. Там и цены были довольно смешные, насколько я подозреваю…
Я еще учился. Это, по-моему, был мой четвертый курс, то есть 2006 год, или может быть конец 2005-го. Это была первая работа. Когда я пошел на следующую работу, я уже понимал, что к чему, как делаются сайты. Я уже понимал, что один человек должен рисовать, другой – верстать, третий – программировать. Я уже более-менее представлял, что из этого мне нравится, куда я хочу двигаться. Конкретно меня интересовало программирование. Поэтому следующая работа была уже только программирование. Это тоже была веб-студия.
Дальше была серия работ более-менее похожих на эту. Одна студия, другая. Третья работа была тоже веб-студия, но уже в Санкт-Петербурге. Я закончил институт, каким-то образом у меня получилось избежать армии. И я оказался в Петербурге. Это был октябрь 2008-го. Я полтора года там жил. В течение года работал там программистом. Тоже в веб-студии.
А потом я решил попробовать себя как фрилансер. И полгода еще я работал, как фрилансер-удаленщик. Где я искал заказчиков? – С этим мне было проще, я не искал заказчиков, поскольку мы с коллегой нашли одного единственного заказчика в Москве, и работали на него за фиксированную оплату по удаленке. Тематика – о путешествиях. «Командировка.ру» – до сих пор, наверное, существует. Очередной портал о путешествиях, о билетах и гостиницах, отзывы и все на эту тему. Проект был довольно сложный, он был ужасно запущенный и я тратил реально все свое время, сидя дома.
В тот период, поскольку не было круга общения какого-то большого, я выходил на улицу, только когда мне нужно было заниматься английским с репетитором, либо когда нужно было сходить за продуктами. Очень много я в этом режиме работал. Причем, я понимал, что продуктивность, на самом деле, она где-то близка к нулю в таком режиме, но реально поделать ничего не… (пауза). Как-то сложно было вырваться. Ну у меня и сейчас те же самые проблемы, поэтому я сейчас с фрилансом очень аккуратно. Стараюсь не браться вообще. Это, с одной стороны, интересный опыт. Это надо было обязательно попробовать, надо было понять, что это.
История с Питером у меня закончилась очень просто. В начале 2010 года оказалось, что у моего папы рак. К концу февраля 2010 года отец умер, и в этот момент я понял, что нужно возвращаться обратно в Москву. В Питере ничто не держало. Весной 2010 года я вернулся в Москву. Дальше была еще одна работа в веб-студии программистом. Дальше еще одна, уже не в веб-студии, но, так или иначе, программистом. Последняя работа в Москве – это был портал mamba.ru. Мне там, в принципе все нравилось, и я бы оттуда вряд ли когда-нибудь сам ушел, без каких-то серьезных толчков извне.