×
Traktatov.net » Артиллерия » Читать онлайн
Страница 85 из 256 Настройки

Бетонные стены толщиной в 1,5 метра, скрепленные десятью слоями арматуры из трехсантиметрового круглого железа, оказывались ненадежной защитой от огня советской артиллерии. После обстрела эти стены имели неприглядный вид: повсюду бетон был изгрызан и обколот настолько, что спутанные и изогнутые силой разрывов снарядов железные стержни арматуры торчали в разные стороны, словно измятая ногами великана гигантская трава (рис. 113). А там, где в одно и то же место попадало два или три снаряда, в толще стены зияла сквозная брешь. Гарнизон укрепления либо не выдерживал непрерывных ударов огромной силы, постепенно разрушавших крышу и стены укрепления, и спасался бегством, либо погибал под обломками. В том и другом случае разбитое бетонобойными снарядами сооружение переставало служить препятствием для наступления нашей пехоты.

Рис. 113. Вот какой вид имеет железобетонное укрепление после обстрела бетонобойными снарядами (рисунок сделан с фотографии)

Снаряд, оставляющий след при полете

Когда приходится стрелять по цели, которая быстро движется – по самолету или по танку, – полезно видеть весь путь снаряда, всю его траекторию: это облегчает пристрелку, так как стреляющему видно, пролетел ли снаряд выше или ниже цели, справа или слева от нее и в какую сторону надо повернуть орудие, чтобы попасть при следующем выстреле.


Но обычный снаряд не виден при полете.


Вот почему изобрели особые снаряды, оставляющие след в воздухе, – трассирующие снаряды (рис. 114).


Такой снаряд трассирует, то есть отмечает свой путь струйкой цветного дыма – красного, зеленого, желтого. Для этого запрессовывают особый состав в корпус донного взрывателя или в специальный трассер (см. рис. 114). Состав этот называется трассирующим.


При выстреле от пламени пороховых газов боевого заряда трассер воспламеняется и горит во время полета снаряда, оставляя за собой светящийся или дымовой след, который как бы прочерчивает в воздухе путь снаряда.


Трассирующие снаряды применяются чаще всего при стрельбе из малокалиберных орудий по самолетам и по танкам.


"С утра этого ясного весеннего дня было тепло, легкий юго–западный ветер чуть шевелил ветки деревьев.


Прикрытая спереди лесом, в мелкой поросли притаилась батарея. Замаскированные орудия сами казались кустами.

Химический снаряд

Рис. 114. Так устроен бронебойнотрассирующий снаряд: внизу показано устройство трассера


Ровно в 6 часов на батарее услышали знакомый свист; приближался неприятельский снаряд. Привычное ухо безошибочно определяло: будет недолет. Свист разрастался, как бы угрожая. Наконец, глухой звук: "плюх" – словно тяжелый камень упал в воду.


– Неразрыв, – решили артиллеристы.


Полминуты спустя – еще четыре звука выстрелов и снова какие–то необычно глухие звуки разрывов.


– Недолеты и неразрывы,–радовались артиллеристы.


В это мгновение ветерок донес приторный аромат: он напоминал сладковатый запах лежалых фруктов.


Еще 30 секунд. Еще такая же батарейная очередь. Сладковатый запах становится нестерпимо приторным. А со следующей очередью – уже становится трудно дышать, слезятся глаза, делается душно... Светлое облачко, словно туман, потянулось на батарею.