Рис. 20. Русская артиллерия ударила по наступающим французам картечью
Тогда французы усилили артиллерийский огонь по русским укреплениям. Их ядра стали градом сыпаться на самые укрепления и на поле позади них. Русские войска, оборонявшие семеновские флеши, начали нести большие потери, а подкрепления не могли подойти из–за сильного обстрела. В 8 часов утра французская пехота во второй раз вышла из леса, поспешно построилась в боевой порядок и быстрым шагом двинулась в атаку.
Но русская артиллерия опять осыпала французов картечью, и они остановились. Тогда сам маршал Даву выехал вперед и лично повел в атаку свою пехоту. Русские усилили огонь. Ряды французов редели, но французские солдаты продолжали итти за своим маршалом и вскоре ворвались в "крайнее укрепление. Русские гренадеры тотчас же выбили их оттуда штыками и преследовали до самого леса.
Наполеон, видя неудачу Даву, направил к нему на поддержку еще один корпус – маршала Нея.
Передвижения французов были хорошо видны с холма, на котором находились семеновские флеши. Генерал Багратион приказал усилить этот участок пехотой и выдвинул на него всю артиллерию, которая еще оставалась у него в резерве. Кроме того, он попросил, поддержки у соседа – генерала Барклая де Толли. Тот отправил на помощь Багратиону 3 полка гвардейской пехоты и 3 артиллерийские роты по 12 орудий в каждой.
Но телефонов тогда не было; чтобы передать приказание, надо было посылать ординарцев. Пока ездили посланные и передвигались войска, прошла много времени; французы успели повторить атаку и, несмотря на отчаянное сопротивление русских гренадер, захватили все три укрепления.
Вслед за своей пехотой понеслись вперед французские кавалеристы. Они сумели проскочить между орудиями русских батарей, но тут их встретила русская конница и прогнала обратно. А за это время русские гренадеры успели привести себя в порядок и снова выбили французов из укреплений; русская артиллерия продолжала осыпать отступавших французов картечью, пока они опять не скрылись в лесу.
Наполеон был удивлен тем, что даже два маршала – Даву и Ней – не могут справиться с русскими, оборонявшими три небольших земляных укрепления, хотя у французов действуют на этом участке больше 100 орудий против 24 орудий русских. Он послал на подкрепление еще одну дивизию.
Около 11 часов французы начали новую атаку, а русская артиллерия опять отразила ее картечью. Но к французам подходили все новые подкрепления. Еще два раза укрепления переходили из рук в руки. Наконец, после отчаянной рукопашной схватки, в которой погибли остатки русской гренадерской дивизии, французы овладели семеновскими флешами. Однако выиграли они от этого мало: всего лишь покрытую трупами полоску земли шириной 200–300 мегров. Русская артиллерия оставалась за укреплениями на вершине холма и продолжала вести оттуда убийственный огонь; французы несли от него тяжелые потери и дальше продвинуться не могли. А тем временем русская пехота под прикрытием артиллерийского огня заняла позицию за оврагом, который проходил позади холма с флешами, и устроила там новую линию обороны.