Вы легко поймете эту причину, если посмотрите на рис. 352, 353, 354 и 355. По этим рисункам вы можете судить о том, как медленно передвигалась тяжелая артиллерия в старину. А пехота и конница и в те времена передвигались довольно быстро, гораздо быстрее, чем артиллерия.
Артиллерия не успевала за своей армией – при наступлении она опаздывала и не могла вовремя прийти на помощь своей пехоте, а при отступлении она отставала и попадала в руки неприятеля.
Чем могущественнее было орудие, тем оно было тяжелее, тем труднее было его перевозить.
Рис. 354. Чтобы подвезти бомбарду, нужно было более десятка лошадей
Военачальникам нужна была мощная и в то же время подвижная артиллерия; но одно требование противоречило другому. Приходилось жертвовать либо мощностью, либо подвижностью.
Вначале на протяжении долгого времени жертвовали подвижностью, чтобы получить мощную артиллерию. Поэтому артиллерийские орудия были малоподвижными. В главе первой "По страницам истории" вы читали, как долго передвигался "большой наряд" – тяжелая артиллерия – Ивана Грозного из Москвы под Казань.
Этот путь продолжался около трех месяцев.
Семь дней ждали войска, пока пушкари установят свои орудия и откроют огонь.
Рис. 355. Перевозка орудия лошадьми, впряженными цугом
Наконец артиллерия начала разрушать стены осажденного города, ведя по ним огонь из тяжелых орудий в течение тридцати двух дней. .
А что делала в это время пехота? Она ждала, когда артиллерия проложит ей дорогу в город.
Только после того как крепостные стены во многих местах были разрушены, пехота пошла на приступ.
Теперь тяжелая артиллерия осталась без дела. Она стояла под стенами города и ждала результатов штурма. Она не могла стрелять по городу, так как там были свои войска, и не могла двинуться вперед вместе с пехотой, так как не было лошадей и повозок: весь обоз, состоявший из обывательских подвод, был распущен по домам, чтобы не загромождать поле сражения. Да если бы обоз и находился около орудий в ожидании штурма, то и тогда нужно было бы потратить несколько дней, чтобы разобрать орудия на части и погрузить на подводы.
Ну, а если бы штурм Hie удался? Если бы русские войска отступили? Что стало бы тогда с артиллерией? Сумела бы она последовать за своими войсками, отступить без потерь?
Конечно, нет, – вся тяжелая артиллерия оказалась бы в руках врага.
В битве под Нарвой в 1700 году, русская армия потерпела поражение и вынуждена была отступить. Но увезти с собой артиллерию не удалось. Почти вся она была оставлена шведам.
Трудно было с такой артиллерией брать крепости и города, но еще труднее было вести войну в чистом поле.
В 1709 году в Полтавском бою русская армия при помощи своей новой артиллерии, созданной Петром I после нарвского поражения, наголову разбила войска шведского короля Карла XII. Но в Полтавском бою принимала участие только полевая и полковая артиллерия; крупнокалиберная артиллерия попрежнему не могла еще принимать участие в полевых боях, – она была слишком тяжеловесна и потому малоподвижна.
Лишь в середине XVIII века, когда артиллерийская техника стала быстро развиваться, удалось добиться значительного увеличения подвижности артиллерийских орудий и в том числе тяжелых. Тяжелая артиллерия смогла, наконец, отойти от крепостных стен и принять участие в боях вместе с полевой артиллерией.