Вот это будет развитие национальной культуры, а не преподавание химии на казахском! Один ведь чёрт там половина слов — либо латынь, либо русский, либо английский. Нет таких слов в казахском, как окислительно-восстановительная реакция. И не нужно, чтобы были. Если ещё и термины научные взять перевести, то это ещё сильнее сократит шансы детей поступить в хорошие вузы. За что вы ненавидите детей? Почему желаете зла культуре Казахстана?
В этом году уже поздно — но давайте попробуем. Может, уже и в этом сможем перевести несколько школ на русский язык, а дальше — поэтапно. Я понимаю, что нужны учителя и учебники. Вот год у нас есть — напечатаем. Организуем курсы для учителей. Попросим министерство высшего образования распределить нам побольше выпускников. Построим для них дома в деревнях с кишлаками, квартиры в городах. Я тут типографию купил — поставим её на баланс, будем печатать учебники. Бросим в имеющихся русскоязычных школах клич, чтобы бережнее относились к учебникам, и за сданный хороший учебник в конце учебного года — небольшой подарок и грамоту.
А ещё всем главам ОблОНО я настоятельно рекомендую съездить в ближайшее время — ну, понятно, что после начала учебного года — в Краснотурьинск и ознакомиться с их методом обучения одарённых учеников. Они забирают чуть не треть всех призовых мест на республиканских и всесоюзных олимпиадах по предметам. И это — небольшой город! Значит, есть секрет. Скатайтесь, пообщайтесь.
И теперь вишенка на торте. Есть во Львове университет. Я договорился с Семичастным Владимиром Ефимычем, Первым Секретарём компартии Украины, что дети, не прошедшие по конкурсу у нас, но показавшие хорошие знания, поступят туда. Боюсь, правда, что возможны провокации на националистической почве, потому с ними поедут несколько воспитателей. Подыщите. Нужны мастера спорта по боксу или бывшие десантники, обязательно — казахи. И обязательно — безбашенные. Будем ломать носы и руки украинским националистам.
— А если дети пострадают? Не всегда же эти боксёры будут рядом! — тот же голос с акцентом.
— Ну, хороший вопрос. И такое возможно. Поэтому нужно посылать сплочённый коллектив. Акция — многолетняя, для начала выберем по всей республике ребят тоже не мелких, спортивных. Может, и армию прошедших. Уметь постоять за себя — это тоже наука, и её обязательно требуется изучать.
Интермеццо двадцать второе
Загадка. Летели два лося. Один серый, другой налево. Сколько весит килограмм асфальта, если сайгаку 24 года, а Луна в противофазе?
Солнце жгло затылок. Махамбет Нурпеисов тащил на вытянутых руках рюкзак с сушёными соцветиями конопли, стараясь, чтобы форма его не касалась. Провоняет — потом и люди учуют, и особенно собаки.
Поезд всё притормаживал, сбавляя скорость, сразу и на повороте, и на начинающемся за ним подъёме. Грач с Котом, поддерживая под руки Кренделя, спотыкаясь, бежали впереди — но дальше всех вырвался Казан. Ему никто не мешал — парень высокий и сильный, легко по начинающей ложиться высохшей траве бежал.
Махамбету же объёмистый рюкзак наркоши сильно мешал, и потому он прилично отстал. Смотрел под ноги, чтобы на кочку какую не наступить, а тут бросил взгляд на поезд, и увидел, что открылись не одни ворота, а двое. Из одних замахали рукой, а вот из вторых на землю спрыгнули два милиционера! Спрыгнули неудачно — долго поднимались, перекатывались. Наконец, встали на колено и нацелили пистолеты на ребят. Те ментов тоже увидели — беспомощно оглянулись и упали в траву. Одни рюкзаки светло-зелёные торчат.