Если же, напротив, лидер твердо держит руль, он должен более или менее учитывать общее мнение исключительно для разыгрывания собственной шахматной партии – партии того, кто психологически обуславливает среду: использовать этику группы, чтобы поддержать этику реальности в ситуации.
Все это может показаться чрезвычайно трудным. Фактически, лидер является лидером и представляет собой историческое провидение настолько, насколько он функционален для специфической реальности сообщества, за которое несет ответственность и масштабы которого могут быть самыми разными – от предприятия до объединения многих народов.
Очевидно, характер этой главы, посвященной режиссуре лидера, мотивируется исключительно рациональностью обеспечения функционального равновесия этой свободной и ответственной демократии, обладающей функциональностью для всех компонентов социального тела. По своей сути лидер – это постоянное напряженное стремление к прекрасному, к истинному, к здоровому в соответствии с собственной пропорциональностью. Реализуя это стремление, он являет собой ответ жизни, обществу, самому себе.
6.6. Онтическое воззвание
Лидер – это создатель ценностей. Что такое ценность? То, что делает нечто большим. В каком смысле большим? То, что вносит больше бытия: любая феноменология, осуществляющая, в конечном итоге, большее онтическое инвестирование, делает большим (неважно, идет ли речь о деньгах, чувствах, политических связях и т. д.). Здоровье, красота, ум обретают свое качество дара лишь тогда, когда ведут к полноте бытия. Ценность можно определить как операции, образ поведения, действий, которые создают идентичность и эволюцию субъекта. Идентичность – поскольку эгоизм говорит «Я», то есть мне нравится делать, если именно я – главное действующее лицо. Точно так же и клетка жизнеспособна до тех пор, пока она осуществляет метаболизм и усиливает саму себя как идентичность формы. Следовательно, речь идет о любых действиях, укрепляющих мое «здесь и сейчас», которые придают значение и эффективно мотивируют мое «здесь-бытие». Когда я говорю «жизнь», «бытие», я подразумеваю «я», «меня», мое «здесь-бытие», то есть экзистенциализм, практическую сторону того, что есть онтопсихология. Даже когда я говорю о трансцендентности, я имею в виду не «бытие там, за пределами», как это делают религиозные учения, а «здесь-бытие», то есть быть «я» как местом совершенствования бытия. Метафизическое, совокупное Бытие утверждается, доказывает свое присутствие через мое «здесь и сейчас».
Чтобы создавать ценности, лидеру необходимо постоянно проходить через «Ты». Я становлюсь «Я» настолько, насколько умею опосредовать «Ты». «Ты» – это другой, это партнер, это предприятие, общество, природа, то есть тот «другой», который не есть «Я». Я изобретаю, создаю самого себя через некое взаимодействие, то есть «Я» есть настолько, насколько я осуществляю социальную функцию. Следовательно, я реализую свой эгоизм в той мере, в какой умею быть функцией социальных ценностей, однако точкой отсчета, мотивом и целью всегда являюсь я; общество – это средство.