Моралист никогда не понимает, никогда не прощает; он не умеет прощать, потому что очень жесток к себе самому. Он с таким трудом развил свой так называемый характер, что единственной его радостью, единственным удовольствием стало ощущение, что он более свят, чем другие. Разве он может прощать? Если он начнет прощать, он не сможет получать удовольствие от пути эго, который он прошел.
Мораль – это социальное явление. Она необходима обществу, поскольку общество состоит из миллионов людей, и нужно поддерживать определенный порядок, определенную дисциплину, иначе наступит хаос. Мораль поддерживает этот порядок. Мораль формирует в вас совесть. Совесть функционирует как внутренний полицейский, который не позволяет вам делать что-то противозаконное либо что-то противоречащее моральному кодексу или традиции. Общество внушило вашему сердцу определенные идеи, и теперь эти идеи господствуют над вами. Если вы пойдете против них, они будут мучить вас, они станут вашим кошмаром. Если вы будете им следовать, вы не будете чувствовать сильного мучения.
Таким образом аморальный человек сталкивается с двумя трудностями. Одна возникает извне, поскольку он начинает терять уважение людей, а в этом мире уважение – это самая ценная вещь в глазах людей, так как оно питает эго. Как только вы теряете уважение, эго начинает умирать, ему больно, оно ранено. Во-вторых, вас начинает терзать что-то изнутри – это ваша совесть, совесть, созданная этим же обществом.
Следовательно, общество оказывает на вас давление с двух сторон – снаружи и изнутри. Вы зажаты между двумя каменными плитами. Поэтому трусы не могут быть аморальными людьми, они всегда ведут себя высоконравственно. Но в действительности они являются не высоконравственными людьми, а обычными трусами! Они не могут быть аморальными из-за своей трусости, ведь это слишком опасно, слишком рискованно.
Так называемые высоконравственные люди живут поверхностной жизнью. Они вынуждены жить поверхностной жизнью: если даже совесть им не принадлежит, разве им может принадлежать что-то еще? Они не обладают даже своей собственной совестью – разве они могут обладать чем-то еще? Они самые бедные люди на свете.
Они высоконравственны не потому, что понимают красоту нравственности, а потому, что у них просто не хватает смелости быть безнравственными. Они следуют приказам общества и совести лишь из страха. Они боятся закона и ада, они боятся полиции и Бога. Они постоянно трясутся от страха. Их молитвы исходят из страха – естественно, эти молитвы фальшивы. Даже их представления о Боге не что иное, как проекция страха.
Вот почему этих людей правильно называют «богобоязненными». Они не являются людьми, любящими Бога. Запомните: тот, кто боится Бога, не способен его любить. А тому, кто любит Бога, неведом страх. Страх и любовь не могут существовать вместе, это невозможно. Их сосуществование невозможно в силу самой их природы.
Однако общество щедро платит вам за то, чтобы вы следовали морали. Оно дает вам такое большое эго, какое только возможно дать – и не только сейчас, но и после смерти. Для вас зарезервированы лучшие места в раю. Грешник страдает здесь и будет страдать в аду, а так называемый святой пользуется уважением здесь, и его будут уважать в другом мире.