Напоминание: опять риск и доходность
Не забывайте, что в инвестиционной сфере доходность вложений напрямую зависит от вашей способности принимать риск. Чем выше риск, тем выше доходность. Проблема лишь в том, что измерить риск почти невозможно.
Словарь American Heritage Dictionary определяет риск как вероятность ущерба или убытков. Если купить гарантируемый правительством шестимесячный депозитный сертификат с доходностью 4 % и держать его до погашения, можно не сомневаться, что доход до налогообложения составит именно 4 %. Возможность убытка настолько мала, что может считаться несуществующей. Но если я держу обыкновенные акции и рассчитываю на средний исторический доход в 10 % (дивиденды и прирост капитала), то меня может ждать горькое разочарование. В период с марта 2000 г. по октябрь 2002 г., например, акции, в том числе голубые фишки, входящие в индекс Dow Jones Industrial Average, потеряли 40 % своей стоимости.
Специалисты финансовой сферы все еще ищут идеальный способ измерения риска. В этой сфере риск определяется как вероятность того, что доходность выбранных ценных бумаг окажется ниже ожидаемой. Несмотря на невозможность точного измерения риска, профессионалы все же нашли выход и определили риск как вероятную изменчивость или дисперсию будущей доходности[26]. Звучит – потрясающе, а профессора и недалекие члены финансового сообщества получили возможность важно вещать о непонятном. В конечном итоге сегодня риск определяют как характерный разброс доходности. Если говорить на более понятном языке, риск это показатель того, сколько можно потерять от инвестирования в конкретный класс активов в период падения рынка.
В нижеприведенной таблице показана среднегодовая доходность и рискованность трех основных классов активов (инструменты денежного рынка, облигации и обыкновенные акции). У нас нет сопоставимых данных о долгосрочной доходности вложений в недвижимость, но в целом она такая же, как у обыкновенных акций.
Инструменты денежного рынка демонстрируют наибольшую стабильность. На покупке казначейских векселей инвесторы не потеряли ни доллара, но и большого дохода они не имели. Доходность облигаций была не столь стабильной. В худшие годы на облигациях теряли 9 %, а их доходность с учетом процентов и изменений цены колебалась от +14 до –4 %. Таким образом, доходность облигаций изменялась от +9 до –9 % и в среднем составила за этот период 51/2 % в год. В общем, облигации в качестве компенсации за более высокую неустойчивость приносили инвесторам больший доход, чем краткосрочные казначейские векселя.
Акции непредсказуемы, а их средняя доходность намного больше, чем у казначейских облигаций или векселей. Но в некоторые годы (см. последнюю колонку таблицы) акции были разорительны. В худший год Великой депрессии акции потеряли за год 43 % своей стоимости. В средней колонке приведены данные о типичном разбросе показателей доходности. «Типичный» в данном случае значит, что в рассматриваемый период два года из трех доходность попадала в указанные границы. Доходность акций прыгала как безумная – от +31 до –11 %.