[i] ВНОС - служба воздушного наблюдения оповещения и связи, у немцев входила в состав Люфтваффе.
[ii] 2-я авиационная школа Гражданского Воздушного Флота СССР имени Петрова в Тамбове готовила штурманов для ГВФ и ВВС РККА.
[iii] Вяземская группировка советских войск билась в окружении с 7 по 13 октября, затем была рассечена и уничтожена или пленена по частям. Удалось выйти из окружения только небольшой части бойцов и командиров.
[iv] Минимальный размер площадки для взлета-посадки Ми-24 50*50 метров. Но так как Сашка пилот не очень опытный, а полет предполагается ночной, площадку он запросил больших размеров
[v] Реально не знаю, как шифровались и передавались шифрованные радиограммы в РККА и Вермахте, поэтому все описанное здесь вымысел дилетанта. Если кто-то располагает, что сказать по существу вопроса буду рад консультации
[vi] Цитата приписывается Марку Аврелию.
[vii] Генерал-майор Василевский возглавлял оперативную группу ГШ с 16 октября по конец ноября 1941 года.
[viii] ВЧ – закрытая система телефонной правительственной и военной связи, использующая высокие частоты.
[ix] Реальные воспоминания очевидцев о панике в Москве 16 октября 1941 года. Страшные дни. Читал, и волосы дыбом вставали. Гордость берет за предков, которые пережив все это сумели все-таки мобилизовать все свои силы и переломить ход войны.
[x] Па́вел Миха́йлович Фи́тин - — руководитель внешней разведки СССР (ИНО ГУГБ НКВД-НКГБ).
VI
На следующий день Берия докладывал Сталину результаты следственных действий по возможному использованию шифров Западного фронта. А их по факту не было. Вернее результаты были, но они совершенно недвусмысленно доказывали, что шифровальная служба Западного фронта к отправленной радиограмме отношения не имеет. Все отправленные фронтом шифровки соответствовали «Журналу учета шифртелеграмм», время работы шифровальной машины тоже соответствовало отправленным шифрограммам, режим секретности соблюдался. Таким образом, версия с инициативниками, желающими выйти на советское руководство таким странным способом становилась основной.
- Значит все-таки инициативники, - Сталин выбил потухшую трубку об край пепельницы и положил ее на стол рядом с собой. - А тебе ничего не показалось здесь странным?
- Здесь, все странно, товарищ Сталин, в каждой строчке сплошные неясности. Не понятная секретная авиационная техника и какая-то информация для передачи только первому лицу государства. Просьба предоставить для посадки стратегический аэродром, и в то же время предоставление выбора площадки нам самим. Важность расположения принимающего аэродрома именно на западе столицы. Значит, они ограничены радиусом действия этой самой техники. Сами размеры площадки…, - Берия замолчал, как будто что-то вспоминая, - хотя немцы перед войной активно разрабатывали машины с вертикальным взлетом – вертолеты, может нам хотят передать такую разработку. Тогда все сходится. По линии техотдела ИНО летом сорокового года поступала информация об испытании новой машины. Но она разрабатывалась для Кригсмарине и маловероятно, что такая разработка окажется на сухопутном театре. А если все-таки это так, то, скорее всего, с нами ищут контакт люди адмирала[i]. Товарищ Сталин, я считаю, что Вам не нужно встречаться с их представителем. Если это Абвер, значит, будет попытка Вашей ликвидации, другой необходимости выхода именно на Вас людей Канариса я не вижу, тем более, когда Вермахт на подступах к Москве. Единственное, что смущает – топорность и непрофессионализм.