– Ну-ка, Ардай, скажи нам, какое качество, по-твоему, требуется в первую очередь, чтобы стать тойоном?
Этот мальчик был один из сыновей, рожденных от жены-киргизки – одной, в свою очередь, из тех самых тридцати жен Хорчу, о которых всегда столько разговоров. А сыновей его только здесь семеро. И хотя родились они от разных матерей, но с первого взгляда ясно, что во всех них преобладает кровь Хорчу. Аргас нарочно распределил их в разные сюны. Все такие же добряки, как отец, очень дружны между собой и хотели бы всегда быть вместе, но для воина это недопустимо, родство частенько мешает в их деле.
– Ну?..
– Т-тойон… Ну, тойон – это… – Ардай, заикаясь, как и его отец, заозирался вокруг в поисках помощи, подсказки ли. – Т-тойон должен быть умным…
– Хм… верно. Дурака не поставят.
– Т-тойон… Он должен все знать и уметь.
– Ладно, садись, – сказал Аргас, усмехнувшись. – От тойона и на самом деле требуется всяческая подготовка и очень большие знания. И потому, если хотите ими стать, вы должны старательно готовиться, не лениться впитывать наше учение, наш Джасак всем своим существом, вложить его в сердце и душу свою. Хорошо?
– Хорошо… хорошо… – разноголосо и довольно вяло ответили ему, лишь бы отговориться, не молчать.
– Кто это воспримет, тот сможет вести людей за собой. А руководить ими, знаете, можно по-разному. Можно их просто гонять, как скот, с помощью глотки и кнута. Руганью, угрозами и наказаниями их можно заставить делать всё как надо. Но насколько это правильно? Кто скажет?
– Нет, неправильно это. Так может руководить только слабый тойон, – очень бойко ответил Чолбон.
– Что ж, верно говоришь. А как должен поступать хороший тойон, скажи-ка нам?
– Хороший тойон… – Тут Чолбон несколько смешался. – Хороший тойон – он должен руководить людьми без ругани и крика. Ясно и точно распоряжаться.
– Та-ак… А если нукеры все-таки никак не могут понять твоих приказов, как тогда поступишь? – нарочно допытывался Аргас, чтобы привлечь внимание юнцов.
– Я бы объяснил им всё.
– Это как будто бы правильно. Но, если разобраться, всё же недостаточно, – Аргас медленно обвел взглядом уже навостривших уши, внимательно слушающих его воспитанников. – Настоящий тойон должен видеть не только внешний вид, выправку, поведение своих нукеров, но и прозревать насквозь их внутреннее состояние, их мысли, настрой. А значит, должен знать причины допущенных ими проступков или даже еще не совершенных ими ошибочных действий. Что движет ими? Почему они так поступают и как устранить это? Что ожидать от того или иного воина? В голове, в душе человека первым делом зарождается мысль, которая потом руководит его действиями. Но вы сами знаете, понимаете, что мысль никогда не бывает лишь одна, что у нее всегда много других соперниц. Есть мысли, побуждающие человека к активным действиям, зовущие, вдохновляющие, удвояющие твои силы. А есть и такие, от которых подгибаются колени, которые растравливают душу, расслабляют силы… И подумайте теперь сами: вот вы находитесь в дальнем тяжелом походе в качестве тойонов-сюняев, в постоянном ожидании нападения врага – и вдруг кто-то из ваших нукеров затянет песню-плач Джамухи… Посчитаете ли вы это правильным?