Улучшение подвижности в ночных условиях достигается установкой универсального прибора механика-водителя ТВК-1.
В целях обеспечения комфортных условий работы экипажа в условиях высоких температур воздуха на машину предусмотрена установка кондиционера КБМ-ЗМ. Для стран с жарким климатом — это особенно ценно.
БМП-3 завоевала мировую известность, модернизация машины продолжается и в наши дни.
Самоходный ПТРК «Хризантема» в положении при готовности к пуску ракеты (фото КБМ).
«КОРОЛЕВА ПЕХОТЫ» В АРАВИЙСКОЙ ПУСТЫНЕ
После поставки первой партии машин БМП-3 в ОАЭ сразу же была организована подготовка специалистов и экипажей для сухопутных войск на базе Бронетанковой и Технической школ с помощью специалистов из России. Соответственно и самая интенсивная эксплуатация БПМ-3 проходила в этих школах. Так, например, в течение первых трех лет эксплуатации новой техники в Бронетанковой школе (БТШ) армии ОАЭ были израсходованы все ресурсы основного вооружения имевшихся в ней БМП-3. В то же время в других подразделениях, имевших на вооружении БМП-3, расход ресурсов вооружения составил приблизительно 10-15% от гарантийного. Естественно, что при такой интенсивной эксплуатации имелись и случаи выхода из строя машин по причине поломок или отказов различных узлов, агрегатов и блоков, как комплекса вооружения машины, так и ее силовой установки.
Вместе с арабскими экипажами набирались опыта и наши военные специалисты, прибывшие помогать арабским танкистам (в армии ОАЭ подразделения на БМП-3 входят в состав бронетанковых войск. — Прим, автора).
Достаточного опыта эксплуатации БМП-3 из наших военных имели не многие, т.к. в Российской армии такими машинами был оснащен всего лишь один мотострелковый полк в Сибирском военном округе. Каждая поломка била по престижу российской военной техники. В таких ситуациях нередко можно было услышать нелицеприятные отзывы обо всей бронетанковой технике России из уст некоторых офицеров ОАЭ. О том, что машина еще не освоена местными экипажами, да и инструкторами тоже, разговор как-то не велся. Нашим военным специалистам и специалистам группы гарантийного обслуживания «Курганмашзавода» приходилось прикладывать много усилий, а порой проявлять и мужество (температура воздуха днем в тени в ОАЭ даже зимой редко опускается ниже отметки +30 градусов), чтобы поддерживать марку российской бронетанковой техники.
«Помогли» нам в этом, как это ни странно звучит, французы со своими танками «Леклерк», которые закупило правительство ОАЭ на замену французским же АМХ-30В2. Когда эти танки в 1995 году стали поступать в вооруженные силы ОАЭ, некоторые арабские офицеры говорили нам с нескрываемой гордостью, что мол, эти танки — это техника XXI века, не чета нашей БМП. Мы не спорили, не зря в России говорят: «Цыплят по осени считают».
Французские военные специалисты были в таком же положении, как и мы — сказывалось отсутствие достаточного опыта эксплуатации нового танка, т.к. во Франции имелось тогда всего около 80 таких машин в одном танковом полку. Когда началась эксплуатация «Леклерков» в условиях Аравийской пустыни, у французов появились проблемы, по сравнению с которыми, проблемы БМП-3 были детскими шалостями. По надежности и ремонтопригодности БМП-3 оказалась значительно лучше «Леклерка». Все встало на свои места.