- Послушайте, святой отец, а зачем все это надо? Вот эта вся возня между Богом и Дьяволом? Где я - заложник между ними. Чего бы им не помириться? Не надо мне блаженства, как и плача!
- Не упадет небо на землю, реки не вернутся вспять, не перестанет мир плодиться, размножаться и жизнью жить живых, пока есть Бог и Дьявол. Они сражаются, чтоб это дальше продолжалось, не умерло и не исчезло. А раз продолжается, то будет продолжаться и сражение Бога с Дьяволом за них. Поймешь ли ты это, человек? Борьба нужна, потому что она есть.
- Но почему в ней именно я был выбран жертвой?
- Потому что был готов к тому. Как представитель нашего народа. Его герой. Инвалид не ты, инвалид - весь наш народ. А ты - его наглядная частица. Идущий не туда, теряет ноги, берущий не свое, теряет руки. Вот и застыл в оцепенении, не видя ни пути, ни смысла. Дальнейшей судьбой ты обозначишь путь России.
- Ну, хорошо, как жить теперь такому инвалиду?
- Молиться, чтобы Бог простил за то, что Дьяволу поддались. Страдать и жалость вызывать. Чтоб ваше сердце размягчилось, прониклось теплотой, добром и состраданьем. Обнявшись, плакать над собой. И только в том возможно облегченье.
По настоянию Андрея, при благословении попа, его, закутанного, как култышку во все теплое, друзья, родители, стали выставлять на паперти у храма. Священник выдавал для продажи духовную литературу, свечи, какую-то мишуру, он и продавал это, разложив на маленьком столике.
Торговля шла не бойко. Вообще ее и торговлей нельзя было назвать, потому что кто-то из жалости подавал милостыню, а он в свою очередь кому-то что-то отдавал бесплатно, если денег не было. Это было местом пожертвований. Над ним витала больная совесть, которая искала успокоения. Убогие садились рядом. Некоторые жестами просили денег, а иные - просто так. Одна такая старушка просто смотрела на храм и молилась.
- Чего ты просишь? - Не вытерпел Андрей.
- Смерти, батюшка.
- А зачем ты родилась?
- Для нее, родной.
- Чего ждешь ты от смерти? - Поразился он.
- Блаженства в том раю, где ангелы поют и бабочки летают. Жизнь, голубчик, только порка, чтоб перемучиться для рая. Кто больше мучился, надежней попадет.
- А как же добрые дела?
- Добрыми делами вымаливают радости в жизни да искупление грехов, а праведникам нужны лишь кротость, терпение и смерть. Блаженны нищие духом, сказал Христос.
- А не страшный грех - думать только о себе? Весь мир погибнет при таком подходе.
- А я и знаю, что погибнет. Того и жду. Как страшного суда для всех. Не надо разжигать свой дух, гордыня в нем. Люби бога и он воздаст тебе.
- Неужели суть религии заключается в заботе о своей душе и в жажде рая после смерти с презрением к живому миру, поскольку грешен он? Разве любовь существует для смерти, а не для жизни? Старая, мир грешен только тем, что он несправедлив, и породил такую церковь для примирения людей с ним, как с вечной неизбежностью, с приютом слабых в лоне церкви, смерти и мистической любви! Умрет несправедливость, нужна ли будет церковь? Нужна ли будет страсть по смерти?