×
Traktatov.net » Ежов. История «железного» сталинского наркома » Читать онлайн
Страница 4 из 190 Настройки

Первый из печально знаменитых так называемых «московских процессов» летом 1936 года подготовил и провел в качестве наркома НКВД Генрих Ягода. Однако с начала тридцатых годов Ежов по прямому поручению Сталина непосредственно курировал органы государственной безопасности. В подготовке процесса 1936 года он принимал прямое участие, присутствовал на допросах арестованных в ходе следствия, задавал им вопросы и т. п. (на что, к слову сказать, в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РСФСР права не имел). По некоторым сведениям Ежов иногда присутствовал при расстрелах. Примечательно, что при аресте Ежова в его столе нашли пули, извлеченные из черепов Каменева, Зиновьева и Смирнова после их казни. (Полянский приводит подлинный текст протокола обыска.)

О процессах Бухарина, Рыкова, Ягоды, а также маршала Тухачевского, Якира, Уборевича и других написано множество научных трудов и художественных произведений. Потому читателю данной книги только напомню о них.

Дело об «Антисоветской троцкистской военной организации в Красной Армии» рассматривалось Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР на закрытом заседании 11 июня 1937 года. В тот же день и закончилось! Перед судом предстали выдающиеся военачальники: Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский, командармы первого ранга Иероним Петрович Уборевич и Иона Эммануилович Якир, командармы второго ранга Август Иванович Корк, комкоры Роберт Петрович Эйдеман, Виталий Маркович Примаков, Витовт Казимирович Путна, Борис Миронович Фельдман. Армейский комиссар первого ранга Ян Борисович Гамарник накануне ареста застрелился и причислен был к лику врагов народа посмертно. Все семеро были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны немедленно по вынесении приговора.

Достоверно установлено, что нарком НКВД Ежов принимал участие в следствии и лично санкционировал применение к арестованным так называемых «физических методов воздействия». О ходе подготовки к процессу Ежов ежедневно докладывал Сталину. За два дня до процесса, 9 июня, в 22 часа 45 минут в присутствии Сталина, Молотова и Ежова Прокурор СССР Вышинский подписал обвинительное заключение по делу. Тогда же был согласован, а точнее, предрешен приговор всем подсудимым — расстрел.

Так начался разгром кадров военачальников и командиров Красной Армии. Высший начальствующий состав Ежов за какие-то полтора года успел уничтожить почти полностью.

На его счету — два Маршала Советского Союза: Михаил Тухачевский и Василий Блюхер. Последний — первый кавалер ордена Красного Знамени (и один из четырех, удостоенных в годы Гражданской войны этой награды четырежды), он же первым получил новые советские ордена — Ленина и Красной Звезды. Правда, Блюхера не расстреляли — его замучили в Лефортовской тюрьме пытками.

Четыре командарма первого ранга (это звание соответствовало нынешнему званию генерала армии): Иван Белов, Иероним Уборевич, Иван Федько (также кавалер четырех орденов Красного Знамени), Иона Якир.

Оба флагмана флота первого ранга (ныне это звание адмирала флота): Михаил Викторов, Владимир Орлов.