×
Traktatov.net » Тайны спецслужб III Рейха. «Информация к размышлению» » Читать онлайн
Страница 200 из 208 Настройки

Поиск советских «пианистов», образовавших настоящий «оркестр», взяли под личный контроль руководители всех нацистских спецслужб. Со стороны гестапо Мюллер поручил каждодневное наблюдение за ходом расследования своему давнему сослуживцу и фактическому заместителю, группенлейтеру, оберштурмбаннфюреру СС, оберрегирунгсрату Фридриху (Фрицу) Панцингеру.

Была образована особая комплексная комиссия (зондеркомиссия) под кодовым наименованием «Красная капелла». Так уж сложилось, что рабочий термин, придуманный в гестапо, стал собственным именем для всей советской разведывательной сети, действовавшей в Германии и оккупированных ею странах Европы.

Зондеркомиссию «Красная капелла» возглавил руководитель реферата IVA4 гауптштурмфюрер СС, криминалрат Хорст Копков. К концу года в ее составе числилось до семидесяти сотрудников.

Для работы в Бельгии и Франции в системе зондеркомиссии была образована отдельная, также комплексная зондеркоманда «Красная капелла». Ее возглавил гауптштурмфюрер СС и криминалрат Карл Гиринг. В 1943 году Гиринга, умершего от рака горла, сменил гауптштурмфюрер СС и криминалрат Хейнц Панвиц, тот самый, что отличился в Праге при поиске боевиков, уничтоживших Гейдриха[138].

…Довольно быстро специалисты функабвера установили, что одна из раций работает в… самом Берлине. Правда, спустя несколько месяцев ее работа внезапно прервалась. Зато в усиленном режиме заработала другая, которую сумели определить как находящуюся где-то на севере Франции или в Бельгии.

Дело заключалось в следующем. Рации, которые советские разведчики оставили в распоряжении группы Харнака и Шульце-Бойзена, вышли из строя. Малоопытный радист не сумел их исправить. Между тем, у группы скопилось большое количество весьма ценной военной информации.

Тогда руководство внешней разведки НКВД СССР обратилось за помощью к «соседям» – своим коллегам в Красной Армии. Группы Треппера и Гуревича были обеспечены более мощными радиопередатчиками, обладали высококвалифицированными радистами.

«Малому шефу» Гуревичу, обладавшему благодаря своим связям с хозяйственными службами вермахта, правом свободно разъезжать по всей оккупированной Европе, было дано задание Москвы: съездить в Берлин, восстановить связь с тамошней агентурой внешней разведки, забрать скопившуюся там информацию и передать ее в Центр с брюссельского радиопередатчика. Увы, при этом в Центре совершили недопустимую ошибку, а именно: вопреки известной поговорке «все яйца уложили в одну корзинку». То есть в одной шифрограмме Кенту указали адреса всех трех руководителей берлинской группы: Харнака, Кукхофа и Шульце-Бойзена. (Плюс к этому ему дали адрес опытнейшего радиоспециалиста по собственному ведомству.)

Кент съездил в Берлин, забрал действительно ценную информацию и благополучно вернулся в Брюссель.

Объем и берлинской, и собранной брюссельцами информации был столь велик, что радист на улице Аттребатов работал по пять-шесть часов подряд, что также совершенно недопустимо.

В конце концов немцы запеленговали передатчик и совершенно точно вычислили его местонахождение.