Хансен руководил абвером-I почти год после ухода Пикенброка и вплоть до смещения Канариса[131]. Тогда, оставаясь шефом абвера-I, он одновременно возглавлял и все ведомство в процессе его поглощения РСХА. Затем остался там в качестве руководителя Мил-Амт.
Хансен действительно принимал активное участие в подготовке покушения на Гитлера. 16 июля он встречался с некоторыми заговорщиками на квартире полковника Штауффенберга – того самого, кто через четыре дня подложил бомбу под стол в ставке Гитлера…
Вскоре после 20 июля Хансен был вызван к Кальтенбруннеру, прямо в кабинете шефа РСХА арестован и казнен через полтора месяца. Жена Хансена тогда ожидала рождения их пятого ребенка…
Адмирал Канарис долгие месяцы пребывал под сильным подозрением гестапо, но прямых свидетельств его участия в заговоре не было. Лишь много месяцев спустя фактически случайно были найдены дневники адмирала, спрятанные им, как он полагал, в «надежном месте». Можно только поражаться тому, что сверхосторожный разведчик не уничтожил компрометирующие его бумаги. Сказался немецкий менталитет – до конца дней бережно хранить даже самый малозначительный документ, вплоть до счетов из бакалейной лавки за много лет…
Из дневников адмирала явствовало, что он знал довольно много о заговоре и некоторых заговорщиках. И не донес об этом ни своему прямому начальнику генерал-фельдмаршалу Кейтелю, ни Гиммлеру.
Канарис был арестован, подвергнут пыткам и повешен 9 апреля 1945 года. Ровно за месяц до окончания Второй мировой войны в Европе.
В тот же день был казнен и генерал-майор Ганс Остен.
События 20 июля 1944 года подвели черту в истории абвера окончательно. Мил-Амт был ликвидирован. Его рефераты вместе с сотрудниками поделили между собой Амт-IV (гестапо) и Амт-VI (внешняя разведка СД).
Глава 20. Нацисты и трагедия евреев Европы
Термин «антисемитизм» давно утратил свое первоначальное значение. В самом деле: никто заведомо плохо не относится к семитам вообще, например к арабам. Давным-давно он означает национальную и религиозную нетерпимость только к одному из семитских народов – к евреям. Доходит до курьезов – порой антисемитами называют палестинских арабов, то есть семитов, враждующих с евреями государства Израиль. Примечательно, что из-за пресловутой политкорректности евреев, населяющих Израиль, называют не евреями, а по названию государства – израильтянами. (На самом деле израильтянами, то есть гражданами Израиля, являются и проживающие в этой стране арабы.)
Тем не менее в рамках этой главы будем все же пользоваться термином «антисемитизм» применительно только к евреям. Будем понимать под ним не просто отрицательное отношение к евреям, но агрессивную ненависть к ним, особенно остро проявившуюся в Третьем рейхе.
Подозрительное отношение к «чужакам», нелюбовь к ним отмечается у людей всех национальностей, причем не только у маргинальных слоев. В самой этой нелюбви, как эмоционального состояния, ничего криминального еще нет. Где-то не любят евреев, где-то татар, где-то поляков, где-то армян, где-то русских. Можно перечислять до бесконечности. Где-то терпимо относятся к тем же евреям, но испытывают острую неприязнь к «черным», «желтым», вообще «цветным».