×
Traktatov.net » Псоглавцы » Читать онлайн
Страница 170 из 171 Настройки

– И вот тут я должен был оказаться на их пути, – мрачно признал Роман Артурович. – Но я всё проморгал.

Впереди за деревьями кладбищенской рощи появился свет прожекторов на заборе усадьбы.

– А в Москве такая история могла произойти? – спросил Кирилл. – Ведь там тоже есть фрески Псоглавца…

– Москва – огромная сумма сообществ. В Москве перейти в другое сообщество – не преступление, – словно отмахнулся Роман Артурович. – А здесь было только два сообщества – ваше и местное. Вы своё сообщество оставили. Оставили ради другого сообщества, которое было тупое и агрессивное, антагоничное любой культуре. И ваше сообщество отомстило вам. По-раскольничьи.

– А почему Лиза видела псоглавцев? – вспомнил Кирилл. – Или её отец? Они из той же убогой среды, что Лёха или Саня, они не сумеют разархивировать ваш сабджект!

– А я не влезу в вашу личную жизнь, Кирилл? – искоса глянул Роман Артурович. – Вы можете узнать вещи, которые вам… э-э… скажем, будут неприятны. Не о девушке. О себе.

– Вы осторожны, как дэнжеролог, – желчно ответил Кирилл.

Тогда Роман Артурович принялся объяснять: если информация имеет материальную природу, то можно воспринимать её чувственно. К примеру, человек может быть лишён музыкального слуха, но музыку от шума он отличает. Музыка – организованный звук, а культура – организованная информация. Чувствовать культуру – быть восприимчивым, а не образованным. Образование лишь помогает понять то, что почувствовал. Впечатление и познание – равноценные способы разархивации сабджекта.

– Ваша девушка, Кирилл, не спутает прогноз погоды и пушкинское «мороз и солнце, день чудесный», – мягко сказал Роман Артурович. – Я не вправе комментировать ваш выбор, но эта девушка многое понимает интуитивно. Такое ведь не редкость.

Кирилл вспомнил, как Лиза рассказывала ему о поездке в Москву. Лиза не увидела в Москве ни бутиков, ни баннеров, ни иномарок…

Кирилл разозлился. Получается, Роман Артурович ткнул его носом в собственное свинство. Ведь Кирилл уже доказал себе, что в Москве Лиза будет как корова в городе… Что ей попросту не хватит культуры, а потому пускай сидит в Калитино.

– И всё-таки, как же люди становятся оборотнями? – зло спросил Кирилл, меняя тему. – Это нарушение физических законов! Или фреска укусила Гугера с Валерой? Вы мне уже всё объяснили, кроме этого.

– Ох, Кирилл… – вздохнул Роман Артурович. – Ваша страсть к кино неистребима. Я не верю в оборотней. Их видели только вы и Лиза, которые ушли из зоны. А я увидел двух парней в шоке.

– То есть оборотней не было?

– Может, и были, – пожал плечами Роман Артурович. – Культура воздействует избирательно. То, что для вас катарсис, для меня – ничто. Да, вы видели чудовищ. И я не знаю, что это было.

– Оборотни, – убеждённо сказал Кирилл.

Они уже подходили к железным воротам и к сторожке.

– Мельников тоже описывал оборотней, – добавил Кирилл.

– Писатель Андрей Печерский, автор «Доношения»? Но ведь он носитель той же религии, что и раскольники. Его опыт, так сказать, не считается. Он нерепрезентативен. Верующий человек увидел еретиков в обличье оборотней – дело житейское. У Пелевина вон оборотни в погонах. Псоглавцы не рушат мировоззрение верующего человека. А вот ваше мировоззрение позитивиста рушат. Поэтому вам и требуется, чтобы фреска кусалась.