Другой ищет власти, престижа. Чего он хочет? Он ищет всемогущества, он хочет стать самым сильным, чтобы смерть не могла его разрушить. Но это — глубоко внутри, он этого даже не осознает. Когда он добьется власти, тогда обнажится нищета.
Отсюда парадокс: когда вы добиваетесь успеха в этом мире, вы чув¬ствуете высшую неудачу. Я говорю снова и снова, что ничто так неус¬пешно, как успех. Если вы не добились успеха, иллюзия может про¬должаться, тогда вы думаете: «Когда-нибудь я добьюсь успеха, я дос¬тигну». Но если вы добились успеха, как вы можете поддерживать иллюзию.
Вы добились успеха, а внутренняя пустота осталась преж¬ней. Скорее наоборот, теперь вы можете почувство-вать ее по контрасту еще больше: вокруг вас благосостояние, а внутри — оскудение; вокруг вас — свет, а внутри — тьма; вокруг вас — жизнь, а внутри — смерть. Вот почему, когда общество становится изобильным и богатым, вдруг становится зна¬чимой религия.
В бедном обществе религия не может иметь значения, потому что люди еще не потерпели неудачи. Внешний поиск еще имеет большое значение. Они думают, что когда у них будет хороший дом, все будет в порядке; они ду-мают, что если у них будет немного денег, тогда все уладится. Бедняк может жить в иллюзии, но не богач. И если вы увидите богача, который живет в иллюзии, помните, что он остался бедняком, он еще не добился успеха.
Будда покинул свой дворец, Махавира оставил царство. Они добились успеха, и успех их разочаровал. Они по-няли, что все направление было неверным, вот они обратились, они двинулись в противоположном нап¬равлении: они были царями — и стали нищими; они были одеты в самые дорогие одежды, насколько это было возможным — и стали голыми. При¬шло обращение: успех неуспешен, и неудача становится обращением.
Но почему неуспешен успех? Потому что вы искали не благосостояния, не власти, не безопасности, вы искали не дом; вы искали чего-то другого. Вы искали вечный дом, откуда не уходят. Вы искали вечный покой, вы иска-ли мир, который будет длиться вечно, вневременно. Вот в чем поиск — это поиск дома. Это — не поиск внешнего дома, это поиск состояния бы¬тия, в котором вы — дома. Вы не ищете благосостояния, вы ищете защиты от смер-ти; вы ищете жизни, которую смерть не может разрушить.
Эта жизнь продолжает разрушаться. Страх присутствует каждый мо¬мент. Как вы можете жить этой жизнью, которая похожа на жизнь на вул¬кане? В любой миг возможно извержение, в любой момент вы можете быть ввергнуты в смерть. Вы можете прожить сто лет, и вы будете дрожать сто лет.
Ученые недавно начали размышлять над этой проблемой. Сейчас есть возможность продлить человеческую жизнь настолько, насколько мы за¬хотим. В этом столетии станет возможным изменить чертеж хромосом клетки. А тогда вы сможете изменить клетку, чтобы тело жило триста лет. Сейчас оно живет семьдесят лет, так как ваши отец и мать жили столько; бессознательно они ввели это в клетку... В клетке имеется чертеж, по которому вы должны умереть через семьдесят лет. Если мы сможем из¬менить чертеж в клетке, тогда человек сможет жить столько, сколько за¬хочет. Это была одна из самых больших надежд человечества: победить смерть, продлить жизнь настолько, насколько хочется.