А жрец — это бизнесмен, превратившийся в религиозного человека — но он совсем не религиозен. Вот почему он всегда против Иисуса, Будды, Нанака, Кабира: он против их всех, эти люди опасны, они разрушают бизнес. Бизнесмен не интересуется Богом, поэзией, молитвой, любовью, красотой и добром, он не интересуется экстазом. Просто наслаждаться для него ничего не значит. Он говорит: «Какая от этого выгода?»
Один миллионер однажды посетил примитивное племя. Когда он вышел из поезда, он увидел дикаря, лежаще-го прямо на платформе под деревом. Утро было прекрасно, было солнечно, воздух был чист и свеж, пели птицы, и человек отдыхал. Бизнесмен не мог этого вынести. Он ска¬зал: «Эй, вождь, что ты здесь делаешь? Время пойти и что-нибудь заработать!»
Отдыхавший человек открыл глаза и спросил, очень мягко: «Зачем?» Это «зачем?» не может быть понято биз-несменом. Он сказал: «Зачем? Заработать немного денег!»
Дикарь заулыбался и снова спросил: «Зачем?» Это уже вызвало раздражение, бизнесмен сказал: «Зачем? Что-бы иметь банковский счет, чтобы ты мог уйти на покой и отдыхать, и тогда нет нужды работать».
Дикарь закрыл глаза и сказал: «Я и так отдыхаю сейчас». Это — невозможно, отдых сейчас — невозможен. Бизнесмен откладывает отдых на будущее: «Работай здесь и сейчас. Открой банковский счет, потом уходи на по-кой, тогда отдыхай и наслаждайся!» Но это никогда не наступает, это не может наступить. Бизнесмен никогда не может уйти на покой — это не тот тип, он не обладает таким качеством. Он может отдыхать от одного дела, но тут же, или даже перед этим, он организует другое, потому что он не может отдыхать. Он всегда думает о буду-щем, он откладывает наслаждение. Помните, религиозный человек наслаждается здесь и сейчас.
Небеса религиозного человека не где-то там, в небе, в будущем. Нет! Так на небеса смотрит бизнесмен. Небеса религиозного человека — здесь и сейчас, прямо в этот миг. Он наслаждается ими, он этого не откладывает, пото-му что никто не знает будущего. Будущее не существует, существует лишь настоящее. Будущее — это заблужде-ние, оно просто поддерживает вас обещанием, что однажды вы будете наслаждаться. И всю свою жизнь вы прину-дите себя не наслаждаться, и откладываете — даже если входите на Небеса.
Я слышал, что однажды четыре бизнесмена попали в Рай. Я не знаю, как они туда попали, должно быть, кон-трабандой, они организовали это дело. Тогда же умер один святой, который знал этих бизнесменов. Он вошел в Рай и увидел их там. Он удивился, так как те были закованы в цепи. Он не поверил своим глазам, вот он и спро-сил у привратника: «В чем дело? Я ведь слышал, что в Раю — совершенная свобода, почему эти люди здесь сде-ланы узниками? Зачем вы их сковали?»
Привратник рассмеялся и сказал: «Это — четыре бизнесмена, которые хотят вернуться назад в мир, а это — нехорошо. Они как-то сюда попали, а теперь дать им уйти — значит разрушить весь престиж Рая. Они хотят вер-нуться назад, потому что здесь нет никакого бизнеса. Что делать? Вот мы их и заковали в цепи».
Бизнесмен остается бизнесменом, потому что этот тип не может с легкостью измениться — пока вы не осоз-наете всю бессмысленность откладывания, будущего, денег, накопления; пока вы не станете настолько интен-сивно сознательны, что сама интенсивность сожжет ваш тип. А если вы не бизнесмен, тогда вы религиозный че-ловек. Приглашение приходит ежедневно, оно стучится в вашу дверь ежедневно — в каждый миг, если быть точ-ным. Но вы говорите: «Простите, я должен сделать многое дру¬гое, и тогда я приду». Наслаждение, счастье, бла-женство, покой — нет, они не для бизнесмена; он должен многое сделать, пока сможет отдохнуть.