Хакасский шаман Сарласка (Егор) Кузласов
Связанной с хиимиори является концепция буян — хигииг — благословения Неба или духов. Человек может представлять себе буянхишиг как счет в банке, который можно увеличить или уменьшить, поступая определенным образом. Большой запас буянхишиг (или, кратко, буян) приносит человеку удачу и счастье, а также защищает его от опасностей. Человек может лишиться буян, нарушая табу, выказывая неуважение к Небу и духам предков или нападая на духов природы путем убийства животных без необходимости. Отрицательно влияет на буян также личная развращенность и отрицательные черты характера. Увеличить же его количество можно, поступая великодушно, например, предлагая гостям еду или даря какие‑то вещи нуждающимся людям. Буянхишиг, так же как и личная сила, увеличивается у человека, ведущего правильный образ жизни и совершающего религиозные акты и жертвоприношения. Призвать Отца — Небо и духов можно с помощью ритуала даллага, исполнение которого буквальным образом приманивает буян в жизнь совершающего этот ритуал человека или группы людей. Выполняется этот ритуал таким образом: человек совершает круговые движения руками по направлению движения солнца и восклицает при этом: «Хурай, хурай, хурай».
Осознавая существование в своей жизни таких вещей, как хиимори и буянхишиг, человек может смело идти по своему жизненному пути, и ему будут сопутствовать сила, безопасность и удача. Такое мировосприятие вырабатывает сознательность по отношению к собственным поступкам и позволяет осознать, каким образом ваши собственные действия формируют вашу судьбу. Совершенный человек, согласно верованиям монголов, живет правильной жизнью и следует всем обычаям, что означает жить, уважая и не нарушая табу, которые созданы для поддержания баланса в мире.
Обычный мир
Бесконечные просторы тайги, необъятность простирающегося над степью голубого неба и величественность Байкала, Алтая, Саян и Хингана всегда внушали жителям этих регионов Сибири и Монголии чувства благоговения и изумления. Живя за счет своей земли и добывая средства к существованию в окружающей среде, здешние люди выработали в себе уважение к обитающим рядом с ними живым существам несмотря на то, что иногда их приходилось убивать для поддержания собственной жизни. Разорять природу считалось табу, оскорблением Отца — Неба и духов природы. Отношения людей с природой рассматривались скорее как взаимозависимость, чем как ее эксплуатация, и подобная почтительность но отношению к миру природы позволила народам Сибири жить на свой земле тысячелетия без отрицательных последствий для окружающей среды. Такой образ жизни нашел свое выражение в идеале тегш, согласно которому человек должен жить в равновесии с миром, поддерживая баланс как в природе, так и в обществе. Фактически, человеческие культура и общество не считаются чем‑то уникальным или отличным от таковых у других живых существ, скорее, общество людей, даже будучи наиболее сложным, тем не менее остается одной из форм выражения естественных процессов природы. Мифология сибирских народов, особенно сказки, которые родители рассказывают детям, чтобы объяснить, почему вещи именно такие, какие они есть, изображает животных и даже деревья, думающими почти таким же образом, как люди, и даже способными при определенных обстоятельствах превращаться в людей. Лес, горы, озера, реки, скалы и деревья имеют своих собственных духов, которых необходимо уважать и быть благодарными за их подарки людям — еду и предоставляемое убежище.