«95 тезисов Лютера», отпечатанные в XVI веке
Первый «непобеждённый еретик»
Естественно, теолог Лютер не думал ни о каких «капитализмах» и социальных изменениях. Тогда люди мыслили исключительно религиозными категориями – и «95 тезисов» это сугубо теологический спор, местами непонятный, местами до смешного наивный для нашего современника.
Но для интеллектуалов (и тем более не интеллектуалов) 5 веков назад всё было зверски серьёзно. Зверски – в прямом смысле. Для Лютера, по сути рядового, пусть и шибко грамотного монаха, оспаривать авторитет Римского папы было прямым путём на костёр. Судьба сожжённого век назад Яна Гуса была ему и окружающим тогда хорошо известна.
Однако всё случилось совершенно иначе и поразительно даже для самого Лютера. Слово его проповеди удачно пало на готовую почву. Оно, действительно, превратилось в искру, от которой сдетонировал порох, вспоминая изречение американца Паррингтона, «проломивший зияющие бреши в казавшихся незыблемыми стенах феодализма».
Мартин Лютер, портрет написан Кранахом в 1532 году
Если кратко и упрощённо, то основная идея «95 тезисов» Лютера – это свобода воли человека. Спасение каждого верующего христианина может быть лишь результатом его личной веры, личных усилий, и не зависит от решений какого-то земного авторитета и земной иерархии. Именно Лютер «освободил человека от внешней религиозности», как метко резюмировал Маркс. Но именно эта «внешняя религиозность», господствовавшая веками католическая церковь, и была идейным фундаментом европейского феодализма.
Римский папа и имперские власти Германии так и не смогут арестовать «еретика», даже после отлучения его от церкви. Наоборот, чувствующий поддержку окружающих, Мартин Лютер в 1520 году торжественно сожжёт папскую буллу. Вообще судьба «еретика» и «революционера» в дальнейшем сложится удивительно благополучно – он умрёт в собственной постели уважаемым пророком в возрасте 63 лет. То есть проживёт длинную для той эпохи и счастливую жизнь, хотя и наполненную страстями – чего стоит одна история женитьбы бывшего монаха Лютера на молоденькой дворянке, чей побег из монастыря он устроит…
Так Мартин Лютер станет первым «непобеждённым еретиком» в истории Западной Европы. А его проповеди, рождённые в октябре 1517 года, найдут сочувствующих во всех социальных слоях – за считанные годы от «римского престола» отложатся целые области в центре Европы, при том богатейшие и экономически наиболее развитые.
Поддержавшая Лютера городская интеллигенция быстро сформирует основы протестантизма, по сути новой мировой религии. Роль этой религии в дальнейшем развитии и торжестве европейского капитализма лучше всего объяснит в начале XX века Макс Вебер на страницах быстро ставшей классикой книги – «Протестантская этика и дух капитализма».
При том сам Лютер, повторим, был совершенно далёк от социальных и экономических концепций, он то искренне верил, что всего лишь возвращается к «чистоте» первоначального христианства. Равно далеки от «капиталистического прогресса» были и могущественные феодалы, сходу поддержавшие проповеди Лютера. Для многих властителей в центре Европы идеи октября 1517-го стали лишь удобным предлогом к вполне «рейдерскому» захвату и переделу гигантской церковной собственности.