Для русских, которые много веков не испытывали иностранного гнёта, такой исторический феномен непонятен, а у корейцев он серьёзно деформировал национальную психологию. Отсюда растёт крайний национализм, свойственный в современной Корее и Северу, и Югу.
На зависимое и колониальное прошлое наложился искусственный раздел Кореи в 1945 г., когда США и СССР, согласовывая разгром Японии, разделили полуостров пополам в прямом смысле этого слова линейкой на карте. Даже в случае Восточной и Западной Германии национальный раскол стал крайне болезненным явлением, а ведь между «весси» и «осси» не было гражданской войны с сотнями тысяч погибших. Корея же разделена четырьмя годами самой страшной и кровопролитной войны за все три тысячелетия её истории.
Гражданскую бойню на Корейском полуострове подогрело вмешательство великих держав и прямая военная интервенция США на стороне Юга. Достаточно напомнить, что по официальным данным Вашингтона, американские самолёты сбросили на территорию Кореи в 1950-53 гг. больше бомб, чем на всём Тихоокеанском театре, от Японии до Австралии, в годы Второй мировой войны.
Эта совсем недавняя кровавая история во многом и предопределила текущее положение севера Кореи. Почти болезненный пиетет к собственной независимости веками угнетённой и ныне разделённой нации, плюс столь же нервный антиамериканизм.
Особенности национальной блокады
Впрочем, антиамериканизм имеет здесь не только исторические причины. На юге Корейского полуострова и рядом на островах Японии уже 70 лет располагаются несколько десятков тысяч военнослужащих США. Ежегодно, непосредственно у границ Северной Кореи проходят военные учения американских авиации и флота. С учетом очевидного технического превосходства Штатов над КНДР, американская группировка на таких манёврах вполне достаточна для начала масштабной операции против Пхеньяна.
До 1991 г. противостояние шло в рамках «холодной войны», но после Север Кореи надолго остался один перед лицом превосходящей военной мощи США – союзный СССР распался, Россия на время исчезла с мировой арены, а Китай не сразу набрал достаточную силу, чтобы стать весомым противовесом американской политике в регионе.
В 90-е годы минувшего века все постсоветские страны и бывшие государства советского блока пережили тяжёлый кризис. На севере Кореи он оказался самым тяжелым и даже страшным. При всей нарочитой самостоятельности Пхеньяна, его экономика была достаточно тесно связана с советской – к 1990 г. почти 60 % всего товарооборота КНДР приходилось на СССР. Распад Советского Союза и кризис в РФ привели к тому, что объемы внешнеторговых отношений Северной Кореи с нашей страной упали более чем в десять раз, а общий внешнеторговый оборот КНДР после 1991 г. сократился в три раза.
Здесь мы подходим к еще одной особенности северокорейских гор – хотя они покрывают свыше 80 % страны, в них нет ни нефти, ни газа, ни даже коксующегося угля. Все эти стратегические для современной экономики продукты Северной Корее приходилось и приходится закупать на внешнем рынке.