Похоже, парашютист сломал себе позвоночник. Медицинской помощи ему здесь не получить. Даже в Сашино время, на шестьдесят лет позже, у людей с такими травмами были большие проблемы.
– Назовись, – прошептал незнакомец.
– Александр Дементьев, спецназ военной разведки, Батайская бригада, – представился он.
– Не слышал о такой. Партизан найти можешь?
– Могу.
– Чувствую – конец мне. Выбрасывали ночью, ударился о дерево. Я радист, других не ищи.
– В мешке рация?
Парашютист едва кивнул.
– К кому рацию доставить?
Парашютист долго смотрел на Сашу, видимо оценивая, можно ли ему доверять.
– Об отряде Коржа слышал?
– Не доводилось, но найду. А коды, частоты, позывные?
Парашютист едва заметно улыбнулся. Бумаг, скорее всего, нет, радист все держал в голове.
– Тебя как звать, парень? Или тебе пароль дали? Кто же мне поверит?
– Нет пароля, у них нет связи с Большой землей. А я из войсковой части 9903.
– Не слыхал.
Лицо парашютиста побледнело, лоб покрылся испариной. Саша чувствовал, как ему плохо. Скорее всего, долго не протянет.
– Звать тебя как? – спросил он парашютиста.
– Саша.
– Тезки, значит.
Парашютист вдруг закатил глаза, захрипел, и голова его бессильно упала набок.
– Эй, парень, ты чего?
Саша боялся его трясти, расстегнул курточку, наклонился и приложил ухо к груди. Сердце не билось. Блин, как же так? Он ведь только сейчас разговаривал с ним, и вот парашютист уже мертв. Нелепая смерть! Хотя на войне других смертей, наверное, не бывает. И все-таки парня было жаль. Лет двадцать ему всего. Жил как все, после начала войны наверняка на курсах радистов учился. Первая выброска – и конец. Думал, фашистов бить будет, а погиб сам. Надо бы как-то потом своим передать, как парня звали, и номер его части. Только вот фамилию свою он не успел назвать, а может – не захотел. Но по номеру части и дате найдут, кого выбрасывали на парашюте. И на одного без вести пропавших станет меньше.
В тот момент Саша ничего не знал о войсковой части особого назначения № 9903, созданной в августе 1941 года при разведотделе штаба Западного фронта. Возглавлял ее Артур Карпович Спрогис. Часть формировалась из войсковых разведчиков для заброски небольших групп в немецкий тыл с целью разведки и диверсий. С 1942 года разведотдел был переименован в Главное разведывательное управление Генерального штаба РККА. Весной 1942 года происходила заброска групп и одиночек на землю Белоруссии – в районы Могилева, Бреста, Кричева, Пинска, Дятькова, Новозыбкова, Орши и Полоцка. Из-за плохих погодных условий, ночной выброски и некомпетентности летчиков и штурманов диверсионные отряды иногда сбрасывались в стороне от назначенного места. Так погибла группа Виктора Шепеля, ошибочно сброшенная вместо Днепровских плавней прямо в расположение немецкого пехотного полка. Из этой же части № 9903 вышли геройски погибшие Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Елена Колесова.
Саша обыскал карманы погибшего, переложил обнаруженные документы в свои карманы. Снял с тезки ремень с кобурой, опоясался. Надо бы парня похоронить по-человечески. Но нечем: ни лопаты, ни даже ножа. Надо идти на хутор.