Мультики на планшете давно наскучили мальчику. Сказки он уже выучил наизусть и больше не просил читать ему их перед сном. Место развлечений заняли учебники.
С тех пор как Хас познакомился с баскетболом и наукой, он всё свободное время посвящал им, фанатично оттачивая движения в игре и выучивая статьи из энциклопедии.
***
К зверью во дворе дома прибавилось семейство ежей. Те поселились под крыльцом дома и не боялись, ни Миши, ни тем более Карла.
Зимой Миша, бывало, засыпал на неделю, не больше. Как бы сытно он ни поел перед сном, его всё равно что-то будило. И тогда медведь начинал буянить, выклянчивая рыбку.
Карл, несмотря на полную свободу, тоже остался жить рядом с великаном. А зимой, в самые суровые морозы, Хастад пускал его домой.
Хрупкое равновесие великан удерживал, будучи осторожным. Он по-прежнему общался с Ваней, и от того узнал, что в гипермаркетах по всей стране установили специальные устройства, не дающие пришельцам перемещаться порталами. Так что соваться туда ни в коем случае нельзя.
Хорошо, что Хастад берёт еду со складов, где его мелкое воровство остаётся незамеченным.
***
К девяти годам Хас вытянулся и был всего на голову ниже Ольги.
– Сто семьдесят, – Оля поставила новую зарубку на дверном косяке. – Ещё пара лет – и я останусь самой маленькой в семье, – с притворной грустью вздохнула она.
– Ничего, мам, мы с папой достанем тебе вещи с верхних полок, когда понадобится, – расцвёл Хас. – Я хочу вырасти таким же высоким, как папа.
Хас считал себя, скорее, серым великаном, чем человеком. А вот внешне был ровно посередине между тем и другим. Человеческие волосы на голове и брови сочетались с инопланетными чертами лица. А серо-синие глаза были не похожи ни на человечьи, ни на великаньи. Этакий отдельный вид гуманоида.
Как и в далёком младенчестве, Хас напоминал обтянутый светло-серой кожей скелет, узкий в плечах и сильно вытянутый в длину. Мышечная масса, несмотря на здоровый аппетит и тренировки, никак не нарастала.
Оля вспоминала худющего юного Хастада и надеялась, что Хас тоже со временем перестанет быть похожим на жертву холокоста.
Экзоскелет для ходьбы приходилось менять уже трижды под рост Хаса. За последний год мальчик вырос на шестнадцать сантиметров. Такими темпами он и в самом деле скоро догонит Хастада. Вот только приспособлений для ходьбы на такой рост нет. Придётся Хастаду самостоятельно мастерить для сына экзоскелет. А это непросто.
И всё же спустя девять лет с рождения Хаса многие области жизни оказались не такими страшными.
Да, Хас не мог писать от руки и доносить ложку до рта. Но зато он приноровился порциями высыпать нежидкую еду себе в рот, а бульон пил из специальной чашки. Выглядела его трапеза не совсем эстетично, но зато он справлялся сам.
Одно беспокоило Олю: Хасу пора заводить друзей из себе подобных, а таковых не было и не предвидится. Хастад от этой темы увиливал и говорил, что что-нибудь придумает. Только вот что? И когда это будет?
***
В тот зимний день всё изменилось.
Оля вздрогнула от стука в дверь. Хас прислушался и разогнул два пальца на руке, показывая, что снаружи двое.