×
Traktatov.net » Афган, снова Афган… » Читать онлайн
Страница 240 из 258 Настройки

Через вантовый переход мы перешли на советскую сторону, в расположение погранотряда. Командир рассказал, что они визуально наблюдают за переходом и иногда фиксируют появление каких-то групп на лошадях недалеко от газопровода. На афганской стороне около вантового перехода постоянно находятся два советских специалиста, которые знают, что им делать в случае появления бандитов. Они вооружены и имеют телефонную связь с отрядом. На вопрос, почему бы пограничникам не взять охрану газопровода на себя, командир отряда ответил, что соглашением при вводе газопровода в действие предусматривалось, что контроль за трубой и вантовым переходом возлагается на афганскую сторону. Без разрешения Москвы брать его охрану на себя они не могут. Неоднократно поступала информация, что газопроводы пробиты и идет утечка газа. Долго пришлось убеждать нам пограничное начальство изменить существующую практику. Кстати, специалисты газового промысла в Джаркудуке и на заводе азотных удобрений делали все возможное, чтобы не прекращать деятельность предприятий, и требовали только одного — обеспечить безопасность их работы. Только в начале 1982 года территорию Афганистана до предгорий Гиндукуша взяли под контроль наши усиленные пограничные батальоны.

Не меньше трудностей было с обеспечением безопасности работы Джелалабадского оросительного комплекса. На его сооружении трудились более 14 тысяч афганцев. Им помогали 500 советских специалистов, в основном узбеки и аджарцы. Комплекс был пущен в эксплуатацию в 1967 году. Было вложено много труда в его сооружение. В то время газета «Анис» писала: «Благодарная память афганского народа навеки сохранит то, что сделано нашими друзьями — советскими людьми здесь, на пустынных землях. Каждый советский специалист проявил много инженерной выдумки, точного расчета и большого мужества, воплощая объект в бетон, чтобы напоить землю водой, улучшить жизнь местного населения».

Да, это так. Джелалабадская долина сама по себе уникальное явление. Теплый воздух Аравийского моря по природной турбулентной трубе проникает в долину, создавая субтропический климат. Разбивая оливковые и цитрусовые сады, людям пришлось здесь много потрудиться. Для каждого дерева нужно было подготовить в каменном грунте яму, заполнить ее издалека доставленной плодородной землей. Для саженцев нужна вода, подачу которой обеспечивал гидроузел на Наглу и насосные станции. Наши специалисты жили в поселке Самархель, который появился в ходе освоения земель. Небольшие особняки утопали в зелени тополей, пальм и кипарисов. Местные феодалы жаловались, что Джелалабадский комплекс подрывает их бизнес, сбивает цену на воду. Они требовали, чтобы комплекс был передан в частные руки. Муллы призывали душманов уничтожить сады, подрывать насосные станции и электроопоры, так как они возникли «вопреки воле Аллаха».

После обострения обстановки в 1980 году советские специалисты были отправлены ненадолго в СССР. Правительство Бабрака Кармаля попросило вернуть их. Но именно тогда душманы стали подрывать электроопоры, минировать их. Без электричества замерли насосы, подающие воду на сады и поля. Вернувшиеся в Самархель специалисты вынуждены были готовить пищу на кострах. Я часто посещал Джелалабад и наших специалистов. Они создали боевые дружины, на работу на фермы и в сады ездили, пряча автоматы в кошелках. Но вряд ли они умели хорошо стрелять и могли оказать отпор хорошо обученным душманам.