×
Traktatov.net » Седая старина Москвы » Читать онлайн
Страница 288 из 320 Настройки

Военная песня эта производила тогда большой фурор. Император Александр не раз угощал ею своих высокопоставленных иноземных гостей.

1856 год был также замечательной эпохой для Останкина: император Александр II избрал себе местопребыванием перед въездом в Москву село Останкино, где граф Дмитрий Николаевич Шереметев усердно и заботливо устроил царственную квартиру. С тех пор Останкинский дом получил право называться дворцом. Для въезда государя в Москву было проложено от Троицкого шоссе новое шоссе в Останкино, которое теперь совершенно заброшено и заросло травой.

Невзирая на то что в 1812 году французы[334] немало расхитили картин и драгоценных вещей, Останкинский дворец представляет собой целый музей редкостей. Он делится на половины: императора, императрицы и, кроме того, отделение для великой княжны. При входе с главного подъезда находятся: Амур, гнущий дубину, Амур и Психея, богиня музыки. В ковровой комнате дорогие гобелены 1779 года фабрики Нейльсона. В столовой: 4 египетские фигуры иеной в 14 тысяч рублей; во всех апартаментах дорогие канделябры, пилястры, малахитовые столы с бронзовыми украшениями. Отсюда открывается прелестный вид на Кремль. В картинной галерее около 125 картин первоклассных художников. Между картинами замечателен портрет императрицы Александры Федоровны с четырехлетним великим князем Александром Николаевичем. Из редкостей обращают особенное внимание мраморная коза, найденная в Египте, богиня здравия во весь рост, найденная в 1789 году в Афинах и оцененная в 15 тысяч рублей серебром. За картинной галереей следуют театр, половина императрицы и половина императора, в кабинете которого на письменном столе находится чернильница с засохшими чернилами, которыми подписан был здесь же проект освобождения крестьян в 1856 году.

Улицы в Останкине называются: ближайшая к Москве — Миллионная, к Свиблову — Рощевка, прочие — Мещанскими слободами. В старину в Троицын день в Останкине бывали гулянья и справлялся Семик.

Из Останкина прямо ведет дорога в село Свиблово, где когда-то была колония немцев, оставивших о себе как воспоминание покинутое кладбище[335]. Теперь в Свиблове высятся фабричные строения. Не доходя до Свиблова, вправо, на берегах Яузы виднеется село Леонова, принадлежавшее известному богачу Демидову; в нем живали летом у гостеприимного хозяина Новиков и Карамзин; последний писал здесь свою «Историю государства Российского». На левой границе Останкина находится село Марфино. Оно принадлежало графу Ивану Петровичу Салтыкову. В живописном имении этом стоял на горе над широким прудом с островами превосходный трехэтажный дом в стиле Возрождения. При доме был огромный сад с примыкавшей к нему прекрасной рощей. В конце XVIII столетия Марфино славилось блестящими спектаклями, в которых участвовали такие лица, как граф Чернышев, князь Белосельский, Козловский, Василий Львович Пушкин, Ф. Ф. Вигель и др. Представления давались в большом фамильном зале, а также в особом театре среди прекрасной рощи. Сам Карамзин приезжал сюда для постановки спектаклей и для этого театра написал пьесу под названием «Только для Марфина». В этом же театре шли и оперы, в которых отличались княгиня Гагарина, княжна Хилкова, графиня Салтыкова и др.