В 1872 г. тайный советник Николай Васильевич Гулькевич, приобретший участок с целью перепродажи, разделил его на две части, одну – площадью 1025 кв. саженей по набережной Лиговского канала и по вновь проложенной Тамбовской улице, а вторую – площадью 704 кв. сажени и длиной по вновь проложенной Тамбовской улице 8 сажен. Кроме того, из отношения Строительного отделения видно, что «одно из принадлежащих Гулькевичу имуществ <…> разделено было на две части, но когда именно, сведений нет, и из них часть первая, выходящая на набережную, принадлежит ныне жене коллежского советника Васильевой, а часть вторая площадью 704 кв. сажени, выходящая на Тамбовскую улицу, принадлежащая прежде Постьеву, состоит ныне собственностью Гулькевича». Делами по управлению имуществом по доверенности хозяина занимался коллежский асессор Антон Кузьмич Федоров.
В августе 1872 г. Гулькевич продал домовладение петербургскому купцу 2-й гильдии Николаю Ивановичу Иванову. После смерти купца, последовавшей 23 мая 1894 г., по его духовному завещанию домовладение было передано Благотворительному обществу Ямской Крестовоздвиженской церкви, устроившему здесь доходный дом, находившийся сначала под управлением купца Ивана Ивановича Дедова, а затем Василия Михайловича Медкова. В 1895 г. анонимные доброжелатели доносили в полицию о содержании здесь купцом Андреевым трактира, что противоречило воле завещателя. Позже содержание трактира все же было разрешено купцу Пармену Алексеевичу Петухову. Артемий Павлович Зябликов содержал в доме башмачную торговлю.
Старожилы помнят, что в 1962 г. после капитального ремонта старый купеческий дом подрос на два этажа. Среди жильцов современного дома – инвалид войны Борис Николаевич Стрельников, по профессии музыковед, руководитель общественного литературно-исторического объединения «Дом графини Паниной».
Часть V
От Расстанной улицы до Московского проспекта
Здесь проходит достаточно протяженная часть проспекта, включающая территории нескольких промышленных предприятий, разделенные между собой значительными расстояниями. От проспекта на этом участке отходят Тосина улица, Воздухоплавательная, Барклаевская и Цветочная улицы, улица Коли Томчака. На проспекте заканчивается Ново-Рыбинская улица (ее фактически продолжает Воздухоплавательная ул.). По нечетной стороне находятся дома от № 255 до № 293, а по четной – от № 226 до № 274.
По мере удаления от Расстанной улицы площади участков увеличивались от обычных 300–400 до 1000 и более квадратных саженей, и между участками возникали разрывы, обусловленные отсутствием высочайше утвержденного плана местности. Значительная часть территории, приобретенной для постройки общественных домов, находилась в ведении Министерства государственных имуществ.
Расстанная улица, первоначально носившая название Волковской (1879–1822), Расстанный переулок. Название, по одной из версий, происходило от находящегося здесь трактира «Расстанье», где родственники прощались с новобранцами, уходившими из города на воинскую службу. П.Н. Столпянский в своей книге «Город Санкт-Петербург, ныне Ленинград», изданной в 1927 г., предлагает другую версию происхождения названия, основанную на том, что в конце улицы находилось Волковское кладбище: «Улица Расстанная от глагола «расставаться» – дорога, по которой возили покойников». Расстанная улица встречается в воспоминаниях жившей здесь в детстве архитектора, поэтессы и историка города Валентины Ивановны Лелиной.