Например, если в комнате имеется лампа, то вы видите вокруг нее много объектов. Когда лампа выключена, то наступает темнота и ничего нельзя увидеть. Когда лампу включают, появляется свет и вы можете видеть все в комнате. Но наблюдали ли вы когда-либо, что происходит? Если объектов не будет, будете ли вы в состоянии увидеть лампу и ее свет? Вы будете не в состоянии увидеть ее свет, потому что для того, чтобы быть увиденным, свету нужно отразиться от чего-либо. Он должен встретиться с объектом. Лучи должны дойти до объекта и затем отразиться от него, тогда они достигнут ваших глаз. Так что сначала вы увидите объекты, а затем сделаете заключение, что имеется свет. Когда вы зажигаете лампу или свечу, вы никогда не видите сначала свет. Сначала вы видите объекты, и благодаря объектам вы приходите к знанию о свете.
Ученые утверждают, что если нет объектов, то свет невозможно увидеть. Посмотрите на небо: оно выглядит голубым, но оно не голубое, оно наполнено космическими лучами. Оно выглядит голубым, потому что там нет объектов. Эти лучи не могут отразиться и прийти в ваши глаза. Если вы выйдете в космическое пространство, и там не будет никаких объектов, тогда там будет темнота. Конечно, в вашу сторону лучи идти будут, но все равно будет темнота. Для того чтобы узнать о наличии света, нужны какие-то объекты.
Чарвака утверждает, что, если вы войдете внутрь и подойдете к точке, где остался только свидетель и нет ничего, о чем можно было бы свидетельствовать, то, как вы сможете узнать об этом? Там должны быть какие-то объекты, о которых можно было бы свидетельствовать - только тогда сможете вы осознать факт свидетельствования. Логически, в научном плане, это правильно. Но экзистенциально это неправильно.
Тот, кто действительно движется внутрь, подходит к точке, где не остается никаких объектов, кроме сознания существования. Вы присутствуете, но нет ничего, что можно было бы видеть - есть только смотрящий. Имеет место простая субъективность без каких-либо объектов вокруг нее. В тот момент, когда вы подходите к этой точке, вы входите в вашу конечную цель существования. Вы можете назвать это альфой, началом, но можете назвать и омегой, концом. Это и то и другое, альфа и омега. Это называется «самопознанием». Лингвистически данное слово неправильно, потому что лингвистически об этом ничего не может быть сказано. Когда вы входите в мир единого, язык становится бессмысленным. Язык имеет значение, когда вы находитесь в мире двойственности, дуальности. В мире дуальности язык имеет значение, потому что он создан в этом мире, он является частью его. Он теряет свой смысл, когда вы входите в мир единого, недвойственного. Вот почему те, кто знает, остаются молчаливыми - если они даже и говорят что-либо, то они тут же добавляют, что все, о чем они говорят, является лишь символичным, все, о чем они говорят, не соответствует истине, является ложью.
Лао-цзы говорил что, то, что может быть высказано, не может быть истиной, а то, что истинно, не может быть высказано. Он все время молчал; большую часть своей жизни он ничего не писал. Он говорил: «Если я скажу что-нибудь, это будет неправдой, потому что ничто не может быть сказано о том царстве, где остается только единое».