Ведущие ученые сошлись во мнении по поводу того, что за миллионы лет эволюции сформировалась современная цивилизация с определенным уровнем интеллектуального и физического развития. Мы должны остановиться и подумать, какой будет наша среда обитания меньше чем через два десятка лет. Ребенок-дикарь, воспитанный родителями-дикарями, так и останется дикарем; но если тот же ребенок вырастет в цивилизованной семье, он избавится и от дикарских наклонностей, и от дикарских инстинктов (за исключением некоторых), впитав в себя все элементы цивилизации.
К сожалению, человек деградирует так же быстро, как и развивается, попав в соответствующую среду. Во время войны, например, лучшие солдаты, которые при обычных обстоятельствах содрогнулись бы от мысли о том, чтобы убить человека, становятся полными энтузиазма убийцами и часто даже получают удовольствие от происходящего. Чтобы отбросить на более низкую ступень эволюции, требуется всего несколько месяцев пребывания в условиях войны.
Ваша одежда тоже оказывает на вас влияние, значит, и она часть вашей среды. Грязные, поношенные вещи угнетают, разрушают вашу уверенность в себе. А чистая, простая и изысканная одежда делает вас смелым, заставляя ускорять шаг при ходьбе. Нет необходимости напоминать, насколько отличаются ощущения, которые человек испытывает в рабочей и повседневной одежде, вы сами неоднократно замечали это. В первом случае вы избегаете людей, одетых лучше вас, во втором — ведете себя с ними на равных, смело и уверенно. Следовательно, не только другие судят о нас по одежде при первой встрече, но и мы сами чувствуем себя соответственно тому, как одеты. (Вспомните, какой дискомфорт и угнетенность вы испытывали, если на вас белье не первой свежести, хотя его не видно, а верхняя одежда очень модная и в идеальном состоянии.)
В связи с этим хочу рассказать о событии, заставившем меня понять огромную роль одежды в плане обеспечения стойкости духа.
Однажды меня пригласили в спортзал известного тренера. Он уговорил меня снять верхнюю одежду и бесплатно пройти простую процедуру. По ее окончании служащий провел меня к тренеру в хорошо обставленный кабинет (на мне были только спортивные трусы, в которых я проходил процедуру). По другую сторону большого стола из красного дерева сидел мой друг, тренер, одетый в хорошо сшитый деловой костюм. Контраст между ним и мной был таким разительным, что это очень смутило меня. Я чувствовал себя, как близорукий человек, который по ошибке зашел в переполненный танцевальный зал, думая, что попал в гардеробную, где хранится его одежда.
То, что меня отвели к тренеру практически голым, произошло не случайно. Как психолог-практик он хорошо знал, какими будут последствия, если потенциального клиента поставить в столь невыгодное положение. Другими словами, вся эта сцена была специально организована, а режиссером, виртуозно управлявшим постановкой, был человек, сидевший по ту сторону стола в подходящей для этого случая одежде. В такой обстановке тренер предложил мне оплатить курс физической подготовки, что я и сделал.