В Альтамиру сильно сокращен доступ экскурсантов, потому надежды попасть туда маловато, но фотографии с рисунков впечатляют. Стоит красавец-зубр, напрягшись, оперся на все четыре мощные ноги, словно приготовился к разбегу, холка выгнута, голова опущена, глаза налиты кровью. Не поздоровится через минуту обидчику! Изображение объемное. У зубра упитанные бока, мощный мышечный рельеф ног, изящные для таких размеров копыта… И силуэт выполнен не сплошной линией, она прерывиста, чтобы были видны космы шерсти на голове, холке, шее.
У древнего художника зубр как живой, это впечатление человека от встречи с животным, восхищение его мощью, его природной красотой. Не мог среди орд полудиких обезьян, какими мы воспринимаем неандертальцев, вдруг появиться один-единственный, который все сообразил и про охру, и про полутона, и про объемность изображения… Скорее, наоборот, мы увидели лишь малюсенькую часть созданного людьми каменного века. Орудия — это материально, это камни, они хранятся лучше, а с впечатлениями гораздо сложнее. Несомненно, не могла быть примитивной душевная организация такого художника. Пусть они не думали, как мы, словами, но думали — это точно, и не хуже нас.
Как это вяжется с каннибализмом? А шут их знает!
То есть коренное население Европы — неандертальцы. Homo sapiens sapiens (кроманьонец), который как бы «разумный разумный», по сути «варяг». Пришел двумя путями — с юга через нынешний Босфор и вторым потоком с Балкан, куда попал… потом поговорим как. Не стоит думать, что в Европе в те времена было очень просторно. Напоминаю, что большую часть ее занимал огромный ледник, жить возле которого тяжело, аборигенам пришлось потесниться. Причем часто буквально, найдены пещеры, в которых проживали вперемежку и неандертальцы, и кроманьонцы (это уже «разумные разумные»). Как определили?
Кроманьонцы (разумные) весьма отличались от своих соседей по пещерам. Были приличного роста — 180–190 см, имели гораздо более тонкие кости и прямую спину. Форма их черепа иная, ближе к современному, не выступали надбровные дуги, и был выражен лоб (хотя объем мозга у неандертальца даже больше нашего с вами!).
У кроманьонцев много сильнее, чем у современных мужчин, был развит плечевой пояс, шире плечи и крепче руки.
Но мы сейчас не будем обо всех европейских кроманьонцах, иначе придется слишком далеко уйти от основной темы. Поговорим о кроманьонцах, живших на территории Восточной Европы, а точнее, Русской равнины.
Неподалеку от Воронежа есть местность, на которой издревле находили кости то ли животных, то ли людей, то ли и тех и других вместе. Даже название соответственное имела — Костенки. Всерьез изучением останков занялись по распоряжению вездесущего императора Петра I. Государь повелел кости собирать и изучать. Но вездесущий император в погоне за научным образованием своих соотечественников натащил в Россию столько немцев и голландцев, совсем не желавших признавать приоритет русов в становлении цивилизации, что о Костенках тут же забыли. Серьезное изучение этой местности началось уже в двадцатом веке.