Маркс, однако, подчеркивает, что Гегель, как идеалист, «знает и признает только один вид труда, именно — абстрактно-духовный труд». Весь «прогресс человеческого духа в сознании свободы» достигается, по Гегелю, исключительно духовной деятельностью человека; материально-производственная деятельность человека отсутствует.
Характеристику тех выводов, которые проистекают из понимания Гегелем труда, дает Маркс. Маркс указывает, что с точки зрения Гегеля «мое истинное религиозное бытие есть мое религиозно-философское бытие, мое истинное политическое бытие есть мое философски-правовое бытие, мое истинное натуральное бытие 1 См. настоящее издание, стр. 42.
8 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, стр. 639.
{14}
есть мое натурфилософское бытие, мое истинное художественное бытие есть мое художественно-философское бытие, мое истинно- человеческое бытие есть мое философское бытие» 1. Этим самым Маркс характеризует весь угол зрения рассмотрения духовной, общественной и научной деятельности человека в «Философии духа» Гегеля. Гегель сводит всякий труд к абстрактно-духовной деятельности, а под последней понимает философское размышление, философию.
Интересны выводы, которые Маркс делает в этой связи в отношении гегелевского взгляда на религию: «Но если истинным бытием религии является для меня только философия религии и т. д., то поистине религиозен я лишь в качестве философа религии, благодаря чему я отрицаю действительную религиозность и действительно религиозного человека» 2. Этим Маркс раскрывает истоки тех попыток истолковать Гегеля «как безбожника и антихриста», которые делались левыми гегельянцами, в частности Бруно Бауэром.
В своих «Лекциях по истории философии» Гегель сравнивает представление о боге, имевшееся у элеатов, со своим собственным в говорит, что философия проделала со времени элеатов большой путь, прошла не только через чувственное, но также и через философские представления о боге и его свойствах, но содержание, результат оказывается тем же, что был и у элеатов. Бог есть лишь тождественная с собою и лишенная всяких определений мысль 3.
Но это и есть «абсолютная идея». Конечно, Гегель не был атеистом, и в тех же «Лекциях по истории философии» он делает оговорку о своей лояльности по отношению к лютеранству 4.
Следует отметить еще одну важную мысль, усвоение которой необходимо для правильного понимания гегелевской «Философии духа». Является ли она историей умственного развития индивида или же историей не индивида, а человечества, человеческого рода? Гегель отвечал на этот вопрос как диалектик. Он исходил из того, что индивидуальное сознание человека не может в последовательном своем развитии расходиться с последовательным духовным развитием всего человечества. Ступени духовного развития отдельного человека всегда в общем и целом воспроизводят ступени развития всего человеческого рода. Эту сторону гегелевской философии духа подчеркнул Энгельс опять-таки в связи с «Феноменологией духа», говоря, что ее «можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа, изображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматри- 1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, стр. 647.