×
Traktatov.net » Секретный фронт Генерального штаба. Книга о военной разведке. 1940-1942 » Читать онлайн
Страница 224 из 253 Настройки

Создав надежное прикрытие для своей разведывательной работы, Ш. Радо в 1938 году по указанию Центра встретился с разведчиком-нелегалом Л. Ануловым, который передал ему руководство своей небольшой резидентуры.

В том же году майор Л. Анулов убыл в Москву. Как и многие другие опытные военные разведчики, длительное время работавшие за рубежом, он был арестован органами НКВД, обвинен в каких-то смертных грехах и расстрелян.

Л. Анулов оставил своему преемнику хорошее «наследство» — двух очень толковых и преданных помощников. Оба — швейцарские журналисты, имели много влиятельных знакомых. Среди них были известные политики, военные, бизнесмены. Более того, эти журналисты крайне отрицательно относились к приходу нацистов к власти в Германии.

Отто Готфрид Пюнтер («Пакбо») имел широкий круг знакомых в политических, дипломатических и военных кругах Швейцарии. Пьер Николь («Пьер») был сыном известного швейцарского политического деятеля левого толка, располагал обширными связями в правительственных учреждениях, научных центрах и деловых кругах. С его помощью удалось привлечь к работе пресс-секретаря французского посольства в Берне Луи Зюсса, сотрудника французской разведки. «Пьер» нашел и завербовал супругов Хамель. Он был человеком честным и бескорыстным. За свои услуги русской военной разведке вознаграждений не принимал.

Перед началом Второй мировой войны Разведуправ-ление Красной Армии подчинило Шандору Радо агентурную группу «Севилья». Этой маленькой разведывательной организацией РУ Красной Армии руководила Рашель Дюбендорфер («Сиси»). Дюбендорфер — журналистка и стенографистка, польская еврейка, работала в Международном бюро труда и сотрудничала с советской военной разведкой с 1935 года. Привлекла ее к разведывательной работе разведчик-нелегал Мария Полякова.

Члены агентурной группы «Севилья» тоже имели широкие связи в дипломатических и военно-промышленных кругах Швейцарии. Эта маленькая разведывательная организация стала основным ядром резидентуры Шандора Радо, сотрудники которого добывали важные секреты германского военного командования по ведению войны на Восточном фронте.

Многие источники «Доры», «Пакбо», «Сиси» и «Пьера» были связаны с важными политическими и военными деятелями Швейцарии и Германии. Они имели надежных информаторов и в некоторых оккупированных немцами странах. В состав резидентуры входило 77 человек!

В Женеве работали 19 помощников «Доры». В Берне было 15 его тайных агентов. В Цюрихе — 9. В других городах Швейцарии еще 27 человек. В Германии для Радо добывали информацию 17 человек, в Италии — 2, в Австрии — 3, во Франции — 5. Наиболее крупными агентурными группами были организации «Сиси» — 20 человек и «Пакбо» — 34 агента. В группу «Джима» входили 9 человек. В группу «Пьера» — 4 источника информации.

В состав резидентуры входили австрийцы, англичане, венгры, евреи, немцы, швейцарцы, французы и представители других национальностей. Все они были людьми высокообразованными и достаточно обеспеченными, владели двумя — тремя иностранными языками. Их объединяло твердое намерение не допустить германского мирового господства. В те времена политики были более откровенными и вещи назывались своими именами.