Учитывая справедливые замечания начальника военной разведки и понимая, что Генеральный штаб постоянно нуждается в большом количестве разнообразных сведений о противнике, генерал-майор А. И. Скляров активизировал работу с агентом «Долли».
Сотрудничество этого источника с советской военной разведкой началось в начале 1942 года не случайно. «Долли» (он или она) придерживался левых политических взглядов. Когда Черчилль пообещал оказать Советскому Союзу помощь в борьбе против фашистской Германии, «Долли» и другие подобные ему прогрессивно мыслящие англичане по достоинству оценили добрые намерения британского премьер-министра. Немецкая авиация систематически и массированно бомбила Лондон и другие английские города. Самолюбивые и привыкшие к достатку и тишине жители некогда крупнейшей в мире колониальной империи готовы были пойти на любые материальные жертвы, чтобы прекратить налеты немецкой бомбардировочной авиации.
Обещания Рузвельта и Черчилля об открытии второго фронта в Европе в 1942 году не выполнялись. Об истинных причинах такого положения могли не знать британские обыватели, но сотрудники британского министерства иностранных дел, военного ведомства хорошо понимали политику своего премьер-министра. Они принимали активное участие в ее формировании.
Одни англичане одобряли действия Черчилля, другие к политике премьер-министра относились безразлично, третьи понимали, что затягивание реализации обещаний об открытии в Европе второго фронта не имеет ни моральных оправданий, ни технических объяснений. Волны на Ла-Манше всегда были и не они были причинами, сдерживавшими высадку экспедиционного корпуса союзников в Нормандии или в других районах Франции.
«Долли» был авторитетным человеком. Он многое знал, многое видел и поэтому понимал, что происходит в британском правительстве. Имея доступ к сведениям, которые британцы получали в результате радиоперехвата и дешифрования переписки германских министерств и штабов, «Долли» не мог понять, почему Черчилль не передает эти сведения советскому руководству: они бы очень пригодились для отражения натиска германских армий на Восточном фронте.
Сведения, доступ к которым имел «Долли», действительно были важны для командования Красной Армии. Британцы получили доступ к этим сведениям благодаря случайной удаче весной 1941 года. Вспомним некоторые подробности этого уникального успеха британской разведки.
В мае 1941 года немецкая подводная лодка U-110, которой командовал капитан-лейтенант Юлиус Лемп, южнее Гренландии атаковала конвой ОВ-318, который вышел из Англии. Корабли охранения засекли немецкую субмарину и атаковали ее. Подлодка получила повреждения, что заставило Лемпа дать команду на всплытие. Командир кораблей охранения капитан британского флота Бэкер Крессвел приказал захватить немецкий боевой корабль. Высадившийся на подлодку десант, которым командовал лейтенант Дэвид Болме, предотвратил затопление немецкой субмарины и захватил шифровальную машину («Энигму») со всей секретной документацией, находившейся на борту.
Арест U-110 англичане держали в строгой тайне. Немцы считали, что подводная лодка погибла в водах Атлантического океана. Поскольку все инструкции по использованию «Энигмы» были отпечатаны на растворимой в воде бумаге, в Берлине полагали, что они были уничтожены вместе с лодкой, ее экипажем и шифровальной машиной. Они ошиблись. И шифровальное техническое чудо, и вся секретная документация попали в руки британской разведки.