Брамин ответил отцу:
– Вы создаете еще больше проблем. Если я что-то сделаю этому мальчику, думаете, на этом все закончится? У меня есть семья: жена, дети, дом – завтра он возьмет и сожжет мой дом.
Он был очень рассержен:
– А сейчас у меня проблема, потому что завтра я веду церемонию в другой деревне, и они заметят, что у меня нет чоти…
Я ответил:
– Не волнуйтесь, я отдам вам чоти. Вы можете отблагодарить меня за это. Только не снимайте тюрбан, когда будете в другой деревне; даже ночью. Вот и все. И нет ничего страшного, нужно просто пережить одну ночь. Кто будет проверять, на месте ли ваш чоти ночью? Все будут спать.
Он сказал:
– Мне не нужны твои советы. Мне хочется ударить тебя как следует, но я знаю, что это приведет к дурным последствиям.
Я ответил:
– Уже привело. Вы пришли жаловаться; вы не похвалили меня за то, что я сказал правду, что не смог устоять против желания. А я не сделал ничего плохого; не произошло насилия – ни капли крови не пролилось с вашего чоти. Жалуясь моему отцу, вы уже создали цепочку последствий.
– Вы только посмотрите на него! – воскликнул брамин после моей речи.
Но отец ответил:
– Это не мое дело.
И я сказал отцу:
– Вот чему учит брахманизм: цепочке последствий.
Отец ответил:
– Оставь свою философию при себе. И прекрати ходить на эти лекции садху, монахов и махатма. Из всего, что ты там слышишь, ты делаешь странные выводы.
Я сказал:
– Это то, что я говорю, и это не странно. В этом и заключается теория кармы: ты делаешь одно действие, которое влечет за собой последствия. Он совершил действие – пожаловался на меня, и теперь будут последствия.
И последствия были, потому что он сказал мне, что собирался ехать в другую деревню… Он очень разозлился на меня, а когда ты зол, ты зол – а он был просто взбешен. Он злился на жену и детей… Я видел это, он вдруг загрузил вещи в телегу и уехал. Когда он уехал, я сказал его жене:
– Вы знаете, куда он уехал? Он уехал навсегда – а вы даже знали! Он приходил к нам и сказал отцу, что уезжает и никогда не вернется.
Женщина начала плакать и кричать:
– Остановите его!
Люди побежали за ним и остановили телегу.
Он спросил:
– Что вы делаете? Мне нужно на поезд!
Они сказали ему:
– Не сегодня. Твоя жена рыдает и бьет себя в грудь – она умрет!
Он ответил:
– Очень странно. Почему она бьет себя и почему она плачет?
Но ему не дали уехать, забрали его чемодан и сумку. Человек, который управлял телегой, сказал:
– Я не повезу тебя. Если ты бросаешь жену с маленькими детьми, я не хочу в этом участвовать.
Брамин ответил:
– Я не бросаю ее, я вернусь, но мне некогда объяснять это вам. Поезд скоро уходит – а еще две мили до станции.
Но его никто не слушал, и это я провоцировал людей. Они привезли его обратно вместе с вещами, конечно, он был рассержен, он швырнул сумку в жену. Его жена спросила:
– Что мы сделали? Почему ты…
Я стоял там, на улице, в толпе.
Он ответил:
– Никто ничего не сделал. Этот мальчик говорил мне, что будут последствия. Дело в том, что три дня назад в храме я преподавал философию действия и сопротивления, и этот мальчик был там. Теперь он учит меня.