У людей, которые живут в постоянном страхе потерять работу, эмоциональный интеллект находится на низком уровне. Они могут быть высокообразованными, очень умными, хорошими, честными и трудолюбивыми людьми, но, когда жизнью человека управляют его эмоции, его эмоциональный IQ падает.
Многие люди становятся предпринимателями потому, что хотят стать независимыми, обрести финансовую свободу. Корни слова свобода располагаются в глубине духовного интеллекта человека.
Я убежден в том, что вьетконговцы сражались упорнее нас, поскольку были духовно мотивированы. Они хотели победить сильнее, чем мы. Они устали от иностранных советчиков из Китая, Франции и Соединенных Штатов, которые указывали им, что делать. В этом отношении они ничем не отличались от американских революционеров, которые под командованием Джорджа Вашингтона сражались за изгнание из Америки англичан. Как сказал генерал Джордж Маршалл, «военная сила выигрывает сражения… но духовная сила выигрывает войны».
Это в полной мере применимо к сфере предпринимательства.
Во многих отношениях путь предпринимателя является духовным. Соединенные Штаны и значительная часть мира находятся в тяжелом положении – финансовом, моральном и духовном. Соединенные Штаты и мировая экономика нуждаются в вас, потому что вы получили необходимую подготовку: ментальную, физическую, эмоциональную и духовную.
Мы находимся в отчаянном положении, потому что многим нашим лидерам не хватает такого многоаспектного образования и развития. Подобные лидеры напоминают мне одного из моих начальников в компании Xerox, который гордился тем, что использовал студенческую бронь, чтобы избежать призыва в армию и не служить своей стране. Он знал, что мог нести военную службу, не отправляясь во Вьетнам, но у него просто вообще не было желания служить. Единственное, чего он хотел, – это делать деньги и взбираться вверх по корпоративной лестнице. В мире полным-полно таких людей, многие из которых занимают высокие руководящие и лидерские должности.
Вот почему я пишу эту книгу и прошу вас провести критический самоанализ, похожий на тот, что пришлось провести мне, когда я записался в Корпус морской пехоты. В 1969 году я не подлежал призыву как лицо, занятое в «важнейшей отрасли промышленности, не связанной с обороной», а именно в нефтяной. Я имел звание третьего вахтенного помощника капитана и работал на нефтяных танкерах компании Standard Oil, выполнявших рейсы в Калифорнию, на Гавайи, Таити и Аляску. Это была высокооплачиваемая работа, и каждый год мне полагалось пять месяцев отпуска.
Возможно, моя потребность служить и сражаться была связана с моими самурайскими корнями. Это фотография моего двоюродного прапрадеда – одного из самураев, которые приветствовали адмирала Мэтью Перри, когда тот открывал торговые ворота в Японию. Как первый сын первого сына, я сейчас являюсь обладателем представленного на этом снимке меча.
Возможно, я решил последовать примеру пятерых из моих дядей, которые во время Второй мировой войны сражались в Европе в составе 442-го пехотного полка, почти полностью состоявшего из этнических японцев и имевшего наибольшее количество награжденных за всю историю США. Все пятеро вернулись домой живыми. А может, на мой выбор повлиял еще один дядя, который оказался одним из двух японоамериканцев, захваченных в плен японцами, и в качестве военнопленного принимал участие в печально известном Батаанском марше смерти. Или, может быть, я принял это решение, когда узнал, что добровольцем во Вьетнам записался мой младший брат.