Даже самый усидчивый и успешный сотрудник должен быть кем-то выбран для повышения, а не, к примеру, «закопан», чтобы другие присвоили результаты его труда.
Это наблюдение подводит нас к выводу о том, что для продвижения необходимо, чтобы вас кто-то выбрал. Кажется, такое утверждение не представляет ничего особенного, пока вы не припомните важную вещь: когда-то вас учили, что для продвижения нужна заслуга или блат – лично знать кого-то, кто поможет. Но то, что на одних заслугах далеко не уедешь, демонстрирует ситуация, описанная выше. А блат – это тоже, по сути, чей-то выбор: выбор кандидата, за которого кто-то попросил.
Поэтому, вопреки стереотипу, важны не те, кого вы знаете, а те, кто вас выбирает.
Рассмотрев две альтернативы – «заслужить» или «быть выбранным», для вас, скорее всего, станет очевидным, насколько важен выбор другим или другими, поскольку даже самый усидчивый и успешный сотрудник должен быть кем-то выбран для повышения, а не, к примеру, «закопан», чтобы другие присвоили результаты его труда.
Как и прочие простые выводы, этот вывод ведет за собой много практических последствий. Например, вы не просто «вкалываете», но и стараетесь обратить внимание на свои успехи того, кто имеет влияние на выбор в вашу пользу. И это не обязательно один человек высокого уровня, это может быть группа людей – быть может, ваших подчиненных или равных вам сотрудников.
Обдумывая этот простой принцип, обнаруживаешь массу примеров, иллюстрирующих его. Один из них – судьба американки Амелии Эрхарт, первой женщины-пилота, перелетевшей Атлантику. В 1920-х гг. она состояла в авиационных кружках. После первого трансатлантического полета, совершенного мужчиной, одной из состоятельных дам из Англии пришла в голову идея организовать подобный перелет с женщиной-пилотом. Она пообщалась со знакомым из США, и тот припомнил Амелию. А затем она уже самостоятельно вошла в роль народной героини[35].
Есть и другие примеры. Вспомните любимые анекдоты. Существует множество остряков, но лишь отдельные шутки обретают популярность. Потому что некто, пользующийся авторитетом, выбрал их, чтобы пересказать. А сколько авторов добиваются успеха, потому что на них выпадает выбор главного редактора, отвергшего множество не менее достойных претендентов? Или возьмем картину «Черный квадрат» Казимира Малевича. Любой ребенок может намалевать нечто подобное, однако Малевич не только «намалевал» его, но и нашел сообщество, которое признало это изображение «произведением всех времен».
У тенденции есть и продолжение. Те, кто проголосовал «за», скорее всего, заинтересованы в том, чтобы правильность выбора подтвердилась, а потому на первом этапе склонны прощать ошибки и прощают, таким образом, очень многое. Например, испанский рыцарь Сид Кампеадор стал известен многим христианам XI в. благодаря своим подвигам в «борьбе с сарацинами». Однако уже в те времена для большинства религия всего лишь служила удобным прикрытием, и Сид перешел на службу к эмиру. Об этом «забыли». Легенда о его героизме дожила до наших дней. Памятник ему установлен уже в современной Испании. То есть народ выбрал его своим героем, а герою прощается и предательство, и массовый террор, как в случае Сталина.