Что чаще всего и происходит. Оратор для аудитории обладает авторитетом априори. Это выражено в символике власти. Он находится на возвышении, он говорит – все молчат, он задает правила игры. И так далее. Во многом управляемость аудитории определяется этим. Ловкий оратор, конечно, стремится сохранить авторитетное (или даже харизматическое) влияние на аудиторию. Это во многом определяет успех выступления. Утрата же влияния на аудиторию может уничтожить плоды выступления, даже если доводы были весомыми. Поэтому так важно держаться уверенно, спокойно, не занимать подчиненного положения по отношению к аудитории, даже если в ней находятся значимые для вас персоны. Но сравнивать такое управление аудитории с управлением механизмом не совсем правильно, на мой взгляд. Хотя есть целые направления в науке, которые усматривают общность законов для всех систем, будь то трактор или зрительный зал. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), например. Но это не значит, что сидящие в зале сравнимы с колесом или, чего доброго, с топливным фильтром. Я тоже могу находить аналогии. И могу обоснованно сравнить презентацию с половым актом. Что я и делал в рассылке. Но это не значит, что человек в третьем ряду и не человек вовсе, а какой-нибудь клитор или даже, не к столу будет сказано, мошонка. И тем более это не означает, что дама, находящаяся на должности руководителя отдела и задающая выступающему вопрос, может быть приравнена к половым губам. Пусть даже и внутренним.
Таким образом, аудитория управляема. Чем более непринужденно управляет ею оратор, тем выше ему должен быть памятник. Чем охотнее аудитория поддается управлению, тем филиграннее работа выступающего. Но аудитория управляема не всегда. Именно об этом мы и толкуем уже не первый месяц. А человек сравним с машиной по ряду параметров. Но ею не является. Во всяком случае, я – не машина… я – не машина… я – не машина… я – не машина… я – не машина…
100
Подскажите, пожалуйста, как можно скрыть волнение перед аудиторией: волнение в голосе подавить довольно просто, а вот чисто физиологические процессы (например, дрожание рук или частое переступание с ноги на ногу) довольно трудно. Как это сделать?
Если конь предвкушает быструю прогулку по чистому полю, когда он будет лететь навстречу ветру, который станет щекотать его ноздри и заставлять развеваться пышную гриву, – он в нетерпении бьет копытом. Тело просит движения, а наездник не спешит запрягать. Когда мы испытываем сильные переживания, то подпрыгиваем, мечемся по комнате, бьем рукой по столу. Когда мы находимся на сцене, уровень переживаний тот еще. А мы вынуждены стоять истуканами. Вот и бьем копытом: трясемся, дергаемся, переминаемся. Все это вкупе я называю нефункциональной моторикой. Избавиться от нее есть только один способ: дайте телу то, чего оно просит, – движение. Активнее перемещайтесь, занимая собой все доступное вам пространство, жестикулируйте не просто активнее, а увеличивая амплитуду жестов.
Чтобы унять дрожь пальцев, рекомендую что-нибудь взять в руки – ручку, маркер, бумаги, свернутые в трубочку. Если дрожат руки, не пользуйтесь лазерной указкой: луч будет прыгать и ваше волнение заметят уже все. От этого вы станете волноваться еще больше.