Появившись так давно, нож не собирается в отставку. В нашем обиходе нет другого столь многофункционального инструмента: порезать пищу и оголить провод, заточить карандаш, срезать цветок… вплоть до защиты жизни. И все это мы говорим об элементарном ноже, а не об универсальной механической мастерской типа швейцарского офицерского складного набора!
Сегодня полированная сталь клинка завораживает нас так же, как и на заре цивилизации, а функциональное обладание им может перейти в страсть к собирательству. Любовь к холодному оружию необъяснима, но далека от кровожадности или порочности. Это, скорее, дань истории, поклонение тому, что верой и правдой служило человеку с момента осознания себя Человеком. Это стремление должно было отпечататься в генах, и оно отпечаталось. В греческой мифологии существует трогательная история о том, как мать не хотела отпускать Ахиллеса к стенам Трои, где он должен был погибнуть, и спрятала его на женской половине. Хитроумный Одиссей проник туда под видом торговца драгоценностями и узнал Ахиллеса в девушке, которая выбрала нож на подносе с ювелирными изделиями.
Даже сегодня, отправляясь в космос и обладая самым совершенным оружием, человек не может обойтись без ножа, который настолько вошел в нашу жизнь, что порой мы даже не осознаем важности этого предмета. Однако стоит лишиться его — и мы беспомощны, как без рук.
Мы живем в стране с длинной и трагической историей. Фактом ее существования является то, что практически на протяжении трех поколений государство боролось против права своих граждан на обладание оружием. Сама идея владения холодным или огнестрельным оружием вводилась в сознание наших соотечественников как несовместимая с обликом законопослушного гражданина. Желание выразить художественные наклонности в изысканных линиях стального клинка могло привести за колючую проволоку, где господствовала совсем иная эстетика. В результате прочные традиции оружейного дела в России едва не были утрачены. Сейчас положение восстанавливается, но, кроме традиций изготовления, должны существовать и традиции потребления и вкуса, которые невозможны без знаний. С целью немного пополнить этот культурный багаж и написана данная книга.
При формировании публикации возникали сложности не столько по отбору, сколько по исключению материала. Мир ножей необъятен, и описать все невозможно, ибо, где начинаются описания, возникает проблема систематизации и классификации, а там, где встает вопрос классификации, сразу появляется новая проблема: ведь в основу любой системы необходимо положить рациональный принцип. С другой стороны, разнообразие типов ножей не поддается исчислению. Попытка втиснуть их в какие-то, всегда искусственно возведенные, границы не может не породить ошибок.
Иногда подобное «насилие» служит определенным целям, например, целям криминологической экспертизы для определения принадлежности данного ножа к холодному оружию в соответствии с Уголовным кодексом. Но когда такая классификация начинает применяться повсеместно, она теряет заложенный в ней смысл, а универсальной не становится. Тем не менее именно в криминологической экспертизе находятся истоки наиболее распространенных попыток классификации. Устоявшийся подход состоит в выделении разделов примерно следующего содержания: