Впрочем, скорее всего, эти данные далеки от реального положения дел: беседуя с Екатериной, я понял, что она совершенно не контролирует свои финансы. Когда я спросил у Екатерины, какую зарплату получают она и ее муж через бухгалтерию, ответа не последовало. Оказалось, она не может разделить себя и свою компанию, а все, что заработано фирмой, забирает на собственные нужды.
Причина денежной чехарды крылась в бесконтрольном расходовании средств. Выяснилось, что на повседневные и экстренные нужды Екатерина и ее муж не задумываясь берут из офисного сейфа оборотные деньги, полученные от клиентов. В результате в течение года были потрачены все доходы от бизнеса, а кроме того, у Екатерины образовалась задолженность перед собственной компанией в размере $29 000.
Первая рекомендация, которую я дал Екатерине, – разделить собственные деньги и финансы компании. Чтобы выпутаться из трудного положения, она согласилась в дальнейшем сдерживать свои расходы в пределах $3000 в месяц. Поскольку, по ее мнению, такой бюджет вполне приемлем для семьи, она решила назначить ежемесячный оклад себе и своему мужу в пределах этой суммы и не тратить больше, а все, что будет оставаться от бизнеса, инвестировать. Второй пункт в намеченном плане выхода из кризиса – погашение всех имеющихся задолженностей. Прежде всего – процентного кредита на автомобиль. Честно говоря, я не могу понять, почему люди, имеющие годовой доход в $90 000, не могут купить себе автомобиль, не прибегая к помощи банковского кредита.
Выполнив рекомендации, Екатерина могла бы ежегодно инвестировать $54 000.
Одновременно она должна была реализовать план финансовой защиты для себя и своей семьи. Ведь члены семьи финансово не защищены. Во-первых, ни у кого из них нет страховой защиты. Екатерина управляет компанией, которая приносит основной доход семье. Если когда-нибудь она не сможет зарабатывать столько же, сколько в настоящее время, ее дочь от первого брака окажется без средств к существованию. Поэтому я посоветовал ей немедля купить для себя программу накопительного страхования или просто полис страхования жизни.
Во-вторых, у семьи нет денежного резерва на черный день, необходимого любому человеку. Его решено было создавать, открыв долгосрочный банковский вклад с возможностью пополнения и снятия части средств без потери процентов. Туда надлежало отправлять все излишки по кассе компании.
Наконец, у Екатерины нет приносящих доход активов и инвестиций, без которых она не сможет обеспечить себе пенсию. После погашения кредитов я предложил ей программу пенсионного обеспечения по двум направлениям: получение гарантированной части пенсии за счет накоплений в страховой компании или пенсионном фонде плюс рента от недвижимости, которую планировалось приобрести в будущем.
Составленный финансовый план позволял Екатерине приобрести с помощью ипотечного кредита дом стоимостью $200 000, накопить на образование дочери $20 000 и уйти на пенсию, получая при этом ежемесячно более $2000.
После того как мы с Екатериной обсудили антикризисный план, она была очень воодушевлена надеждой взять под контроль свои деньги и защитить будущее семьи. Стоило лишь начать.