Правда ли, что светлые глаза более чувствительны к свету, чем темные?
(Спрашивает Пол Кейси, Лидс, Великобритания)
У людей разный цвет глаз – в зависимости от количества пигмента в радужной оболочке. В карих глазах пигмента больше, чем в зеленых, а в зеленых – больше, чем в голубых. Некоторые люди рождаются с небольшим количеством пигмента, а то и вообще без пигмента. Пигмент играет роль барьера: чем его больше, тем лучше защищены глаза от воздействия ультрафиолета, который может повредить хрусталик и сетчатку. Из-за этого нередко развивается катаракта и происходит дегенерация желтого пятна. Нельзя точно сказать, действительно ли светлые глаза более чувствительны к свету, чем темные. По мнению доктора Кена Миттона, работающего на кафедре офтальмологии Мичиганского университета в Анн-Арборе, клетки зрительных рецепторов в сетчатке глаз позволяют нам видеть, преобразуя фотоны в нервные импульсы, которые передаются по зрительным нервам в мозг. Химические реакции в клетках зрительных рецепторов и взаимодействие белков и других химических веществ, участвующих в этих реакциях, по-разному регулируются в различных условиях освещения. У всех людей палочки сетчатки передают информацию в черно-белом свете, тогда как «красные», «зеленые» и «синие» колбочки позволяют видеть красные, зеленые и синие цвета спектра. При ярком солнечном свете работают только колбочки, а в темноте – палочки.
Почему человек не может видеть инфракрасные лучи?
(Спрашивает Мартин Лангфорд, Пикхерст, Новый Южный Уэльс, Австралия)
Это очень интересный вопрос. По мнению доктора Тома Стикела>8, человеческий глаз способен определять электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 700 нанометров (нм). Поэтому излучение с длиной волны от 380 до 700 нм называется видимым светом[4]. Если длина волны около 400 нм – это фиолетовый участок спектра, а если гораздо меньше – ультрафиолетовый, который человеческий глаз не различает. Длина волны красного участка спектра составляет около 700 нм, а инфракрасного – свыше 700 нм. Все, что испускает тепло, испускает и инфракрасное излучение.
Мы различаем цвета благодаря трем видам белка, каждый из которых предназначен для распознавания излучения определенной длины волны. Эти белки синтезируются в колбочках. В каждой колбочке содержится только один вид белка. При длине волны 380 нм свет распознает только колбочка S-типа (от англ. short – короткий). Аналогичным образом при длине волны 700 нм действует только колбочка L-типа (от англ. long – длинный).
Поскольку восприятие света на предельных границах спектра у разных людей несколько отличается, некоторые из нас, вероятно, могут видеть крохотную часть инфракрасного спектра. Однако это не дает особых преимуществ или способностей – просто оттенки красного кажутся чуть ярче. Нет данных о том, насколько далеко в стророну инфракрасной части спектра человек может видеть, но, скорее всего, лишь на несколько нанометров>9.
Почему при ярком свете мерещится «снег»?
Подобный эффект возникает, например, когда в особенно яркий день человек пристально смотрит в иллюминатор самолета. Одни называют это «снегом», вторые – «искрами», а третьи – «звездочками». В любом случае то, что вы видите, – это ваши собственные клетки крови, проходящие через полупрозрачные кровеносные сосуды перед сетчаткой глаза. Обычно мы этого не видим, но при ярком свете движущиеся клетки крови становятся заметными. «Снег» двигается сообразно биению пульса.