Совершенно очевидны катастрофические социально-экономические последствия политики, основанной на отождествлении экономического роста и социально-экономического благополучия. За 1950—2005 годы мировое производство возросло примерно в 7 раз. Однако за этот же период в мире почти утроилось число живущих в условиях полной нищеты, в те же три раза увеличился разрыв между бедными и богатыми. Нерегулируемый экономический рост вызвал экологический кризис. Увеличившийся поток отходов в результате деятельности экономической системы превысил пределы экологической стабильности нашей планеты.
Опираясь на эти выводы, следует перейти от теории роста (потребительской экспансии) к теории устойчивого достатка, ориентированной на приближение к стабильному производству и потреблению, которые зависят не от совокупного увеличения экономической отдачи, а от продвижения к большей справедливости и гарантии от абсолютного обнищания. Согласно теории устойчивости установление справедливости является центральным моментом как для смягчения бедности, так и для установления устойчивых взаимоотношений между экономикой и природой. Она основывается не на власти денег, а на наиболее фундаментальных духовных ценностях, то есть на том, что вся жизнь является выражением духовного единства и что духовное развитие каждой личности представляет собой стремление к полному, сознательному пониманию этого единства, что духовность общества и привязанность к среде обитания являются приоритетными социальными ценностями.
В решении задач создания экономики устойчивого достатка, безусловно, большую роль сыграет опыт советской экономики 1930—1970-х годов и, прежде всего, государственного регулирования и планирования.
Вторым важнейшим принципом русской экономики, который необходимо положить в основу национальной реформы, является автаркия — ориентированность хозяйственных единиц и системы в целом на замкнутость, самодостаточность, самоудовлетворенность. В исторической перспективе Россия, может быть, единственная страна, которая должна стремиться к автаркии, основаниями для которой являются, во-первых, многообразные природные богатства нашего Отечества, а во-вторых, особенности национальной модели хозяйствования, имеющей тенденцию к замкнутости и способности к самоограничению.
Конечно, создание замкнутого хозяйства с его самодостаточностью и самоудовлетворенностью никогда не осуществится полностью, да и не является самоцелью. К автаркии нас будет подталкивать система неравноправного обмена между странами Запада и всеми прочими странами, эксплуатируемыми путем занижения цен на сырье и рабочую силу. Грабительский экономический порядок, установленный Западом, — это постоянная перекачка экономических ресурсов в его пользу и обнищание всех прочих стран. От этого грабительского порядка страну спасет только автаркия.
Конечно, стремление к автаркии не означает полной изоляции от мира, но способствует созданию такой мощной хозяйственной системы, которая позволит нам диктовать западным странам свои условия экономического партнерства, сознательно влияя на уровень мировых цен, исходя из излюбленной на Западе теории предельной полезности. Заградительная таможенная политика, сдерживание и строгое квотирование экспортно-импортных операций позволят стимулировать развитие внутреннего хозяйства и направят отечественные ресурсы на повышение благосостояния народов России, а не Запада.