Одновременно Политбюро ЦК ВКП(б) разрешило секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву, находившемуся с частью аппарата ЦК партии в Куйбышеве, «давать указания и распоряжения от имени ЦК обкомам Поволжья, Урала, Средней Азии, Сибири по вопросам организации промышленности в связи с эвакуацией предприятий в эти области, а также по вопросам сельскохозяйственных заготовок. Тов. Андрееву иметь контакт с т.Вознесенским – представителем СНК в г. Куйбышеве».[89]
29 октября 1941 г. Совнарком СССР принял постановление «О графике восстановления заводов, эвакуированных на Волгу, Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан». Руководители названных в постановлении наркоматов: Наркомавиапрома – А.И. Шахурин, Наркомтанкпрома – В.А. Малышев, Наркомвооружения – Д.Ф. Устинов, Наркомбоеприпасов – П.Н. Горемыкин, Наркомчермета – И.Ф. Тевосян, Наркомцветмета – П.Ф. Ломако, Наркомсудопрома – Г.Д. Каплун, Наркомхимпрома – В.М. Денисов, Наркомнефти – И.К. Седин и др. обязаны были представить «не позднее 1 ноября 1941 г. в Совнарком СССР график восстановления заводов, эвакуированных из Москвы, Тулы, Харькова, Донбасса, Ленинграда и других районов на Волгу, Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.
В графике восстановления заводов должны быть указаны сроки:
а) установки и пуска оборудования;
б) обеспечения рабочей силой и инженерно-техническими кадрами;
в) выпуска продукции с программой на ноябрь и декабрь 1941 г.».
9 ноября 1941 г. ГКО утвердил графики восстановления эвакуированных заводов танковой и авиационной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения и черной металлургии. Устанавливались сроки пуска предприятий и количественные показатели производства военной продукции на ближайшие три месяца (ноябрь-декабрь 1941 г. – январь 1942 г.).
Государственные графики как форма оперативного планирования и централизованного регулирования выпуска оборонной продукции сыграли большую роль в организации гибкого хозяйственного руководства в годы войны.
Борьба за выполнение и перевыполнение графиков определяла содержание всей партийной работы на предприятиях. Партийные организации повседневно контролировали выполнение графиков. Процесс восстановления эвакуированных предприятий отражался в отчетных записках, которые в обкомах партии составлялись каждую десятидневку. Вот содержание одной из таких записок на 20 декабря 1941 г., составленной секретарем Челябинского обкома партии по черной металлургии: из 54 эвакуированных в Челябинскую область металлургических предприятий полностью восстановлены и работают 6 предприятий; частично пущены и находятся в стадии монтажа 7 предприятий; прибыли и используются на действующих заводах (восстановлению как самостоятельные объекты не подлежат) 17 предприятий; И прибывших предприятий на основании постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о развитии черной металлургии на Урале и в Сибири включены в строительную программу на 1942 г.; не прибыло 13 предприятий. По мере прибытия новых заводов, отмечалось в записке, будут определены сроки восстановления и организован соответствующий контроль за их восстановлением.